Действующий

О Программе развития промышленности Саратовской области на 2001 - 2005 годы

2. Цели и задачи Программы развития промышленности
Саратовской области на 2001 - 2005 годы
и ее социально-экономическая эффективность


Главной целью Программы определено обеспечение стабильных темпов роста промышленного производства, но нужен не просто рост, а новое качество этого роста - за счет создания и освоения современных технологий, реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов. Достигнутое за последние годы оживление производства нельзя назвать необратимым. Поэтому на перспективу нужна активная промышленная политика, направленная на закрепление экономического роста и постепенное изменение структуры производства.

В экономике области есть отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Реализация конкурентных преимуществ этих отраслей (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и тому подобное) тормозится несовершенством и неразвитостью рыночных механизмов.

В этих условиях первоочередными задачами промышленной политики становятся:

создание условий для производства важнейших видов промышленной продукции;

формирование экономических условий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат;

создание условий  для опережающего развития обрабатывающих отраслей нового технологического типа;

определение приоритетов в инновационной деятельности, оказывающей влияние на эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование системы представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ;

обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса области;

стимулирование энергосбережения, в том числе в бюджетной сфере и на муниципальном уровне;

проведение активной энергосберегающей политики;

расширение и углубление сотрудничества промышленности области с другими регионами и государствами;

максимально возможное сохранение существующих рабочих мест и создание новых;

создание условий для подготовки и переподготовки рабочих, управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов;

создание крупных технологически интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе;

эффективное использование потенциала предприятий оборонной промышленности для развития двойных технологий;

совершенствование механизмов роста реальной заработной платы и  повышение уровня жизни населения;

определение новых путей финансового обеспечения инновационных процессов в регионе.

Характерной чертой современной региональной экономики является сохранение значительного числа объективно неконкурентоспособных предприятий, искусственно поддерживаемых косвенно или напрямую из бюджетов разных уровней.

Важной задачей является реструктуризация предприятий, прежде всего относящихся к государственному сектору. Политика государства в этой области будет направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов.

Процессы реформирования предприятий должны поддерживаться обеспечением необходимых условий для повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности путем совершенствования нормативного правового обеспечения имущественной, финансовой, технологической и управленческой реструктуризации, развития корпоративного управления, информационного обеспечения и мониторинга указанных процессов в отраслях и регионах.

Улучшение общих условий хозяйствования, формирование адекватных современным задачам институтов рыночной инфраструктуры и прежде всего надежных финансовых учреждений, государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов, эффективная защита прав инвестора,  снижаю-

щая до минимума инвестиционные риски, создание благоприятного инвестиционного климата, предполагают проведение активной инвестиционной политики.

Решение задач инвестиционного развития во многом должно опираться на уже созданные механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики, имеющееся законодательное обеспечение инвестиционной деятельности отечественных и иностранных инвесторов, механизмы государственной поддержки высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, включая систему государственных гарантий.

Обеспечение структурных сдвигов в экономике должно быть дополнено мерами по преодолению основных проблем в первую очередь в промышленности. Ее развитие будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Сохранение и расширение предложения продукции машиностроения за счет повышения ее качества, надежности и ценовых преимуществ на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса и, прежде всего, на рынках производственного оборудования экспортоориентированных отраслей и энергетики, а также для отраслей конечного потребления. В частности, будет осуществляться освоение ресурсосберегающих технологий добычи, транспортировки нефти и газа. Для экспортоориентированных отраслей важным является сохранение завоеванных позиций на традиционных внешних рынках и расширение географии экспорта.

Это направление будет обеспечиваться в первую очередь мероприятиями, связанными с модернизацией производственных мощностей  и внедрением передовых технологий, повышением технологической дисциплины производства, усилением технического контроля и внедрением современных систем качества, сертификацией продукции и производств, развитием дилерской и товаропроводящей сети, проведением активной рекламы продукции, расширением применения лизинговых схем.

2. Создание и увеличение доли конкурентоспособной продукции в общем объеме производства с использованием современных и новейших технологий.