Основными целями инвестиционной государственной политики на 2001 - 2005 годы должно стать создание стимулов для привлечения капитала на российский фондовый рынок и использования его российскими предприятиями, нуждающимися в дополнительных источниках финансирования, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие системы коллективных инвестиций, а также создание эффективной и надежной инфраструктуры российского рынка ценных бумаг, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции по минимальной цене.
Главными участниками процесса продвижения области на инвестиционный рынок должны являться органы государственной власти. Взаимопонимание и согласие между органами государственной власти области и администрациями муниципальных образований, между органами законодательной и исполнительной власти является основным условием для стабильного притока инвестиций. Наличие надежно функционирующей инфраструктуры (снабжение электро- и теплоэнергией, газом, водой, обеспечение транспортными коммуникациями) является другим необходимым условием для успешного инвестиционного процесса.
В целях стимулирования вложения финансовых средств в ценные бумаги российских эмитентов необходимо подготовить в порядке законодательной инициативы предложения для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по усилению защиты прав собственников ценных бумаг, усилению административной и уголовной ответственности за нарушение прав владельцев ценных бумаг. Достижение указанной цели предполагает также переход промышленных предприятий на международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты раскрытия информации, что позволит инвесторам получать достоверную и полную информацию, необходимую для принятия инвестиционных решений.
Необходимо создание благоприятного налогового режима для привлечения средств потенциальных инвесторов на рынок ценных бумаг. В целях создания условий для привлечения российскими предприятиями дополнительных инвестиций необходимо упростить процедуру регистрации выпусков ценных бумаг, прежде всего, краткосрочных облигаций, а также стимулировать выход ценных бумаг российских эмитентов на организованный фондовый рынок.
Для привлечения потенциального инвестора необходимо следующее информационное обеспечение: общие сведения о политической, экономической и коммерческой ситуациях, сведения по законодательству, подробная информация об инфраструктуре области, земле (ее арендной платы и возможности покупки) и трудовых ресурсах. Кроме того, необходимо оказание инвестиционных услуг: разнообразная помощь инвесторам на начальном этапе и их последующая поддержка (изучение конкурентного положения области, обслуживание инвестора, услуги по организации посещения объекта). Далее необходимы постоянное наблюдение за выполнением инвестиционной программы и ее поддержка в ходе осуществления, внесение изменений в тактику и стратегию там, где это необходимо. Оптимальным вариантом является комплексное решение этих задач.
По прогнозным данным объем инвестиций в промышленность к 2005 году возрастет на 6 процентов, а общая сумма за период 2001 - 2005 годов составит свыше 15 миллиардов рублей. Как и прежде, основными источниками инвестиций будут собственные средства предприятий.
Прогноз динамики инвестиций
в промышленность области на 2001 - 2005 годы
млрд.руб.
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
Всего, в т.ч. | 3,40 | 3,45 | 3,50 | 3,50 | 3,55 |
Собственные средства предприятий из них: |
|
|
|
|
|
Прибыль | 1,40 | 1,43 | 1,46 | 1,46 | 1,50 |
Амортизация | 1,32 | 1,33 | 1,34 | 1,34 | 1,34 |
Прочие инвестиции | 0,68 | 0,69 | 0,70 | 0,70 | 0,71 |
На 2001 - 2005 годы предполагается стимулирование инвестиций из областного бюджета, ориентированных на осуществление быстроокупаемых проектов, таких как: производство товаров, не имеющих зарубежных аналогов, экспортных товаров, импортозаменяющей продукции, производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
Кроме того, за время выполнения Программы предполагается реализация крупного инвестиционного проекта - строительство энергоблока №5 Балаковской АЭС мощностью 1000 МВт за счет выделения средств в сумме около 850 миллионов долларов Министерством по атомной энергии Российской Федерации. Только в 2001 году предполагается финансирование в сумме около 250 миллионов рублей на проектно-изыскательские работы и прочие затраты.
В качестве приоритетных инвестиционных проектов на 2001 - 2005 годы определены следующие проекты:
1. Машиностроение
Проект 1.1
1. Название проекта: «Создание перспективного троллейбуса с алюминиевым кузовом».
2. Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Троллейбусный завод», г. Энгельс.
3. Краткое содержание проекта: Разработка и организация производства перспективных моделей троллейбусов «Тролза-620Х» и «Тролза-526Х» из алюминиевых панелей и деталей из стеклопластика.
4. Срок реализации: 1,2 года.
5. Срок окупаемости: 3,3 года.
6. Предположительный эффект от реализации проекта: NPV-55,15 миллиона долларов США.
7. Объем инвестирования: 40 миллионов долларов США.
Проект 1.2
1. Название проекта: «Производство стальных труб с защитным полиэтиленовым покрытием, труб с защитным двусторонним покрытием».
2. Полное наименование предприятия: ЗАО «Трубный завод», г. Энгельс.
3. Краткое содержание проекта: Производство стальных труб с защитным полиэтиленовым покрытием.
4. Срок реализации: 4 года.
5. Срок окупаемости: 4 года.
6. Предположительный эффект от реализации проекта: 15,9 миллиона рублей.