Недействующий

О Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 06.06.2014 N 328-П)


I. Введение


Целью системы социальной защиты, как элемента социальной политики, является формирование эффективного механизма социальной поддержки граждан, ограниченных в возможностях обеспечения условий жизни в соответствии с принятыми стандартами.

Современная ситуация в сфере социальной защиты населения характеризуется неспособностью государства обеспечить в полном объеме свои гарантии.

Основным содержанием политики в сфере социальной защиты должно стать усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи наиболее нуждающимся группам населения.

Система социальных выплат сохраняет обширность, несмотря на стабильное недофинансирование социальных программ. Федеральное законодательство предусматривает:

широкую систему льгот различным категориям населения;

социальные пособия, среди которых важнейшими являются субсидии и пособия гражданам, имеющим детей, другие выплаты. Большинство выплат социального   характера   не   оказывает   существенного   влияния на экономический и социальный статус человека, не имеют стимулирующего и инвестиционного характера.

Действующая система социальной защиты предоставляет льготы и выплаты различным профессиональным и социально-демографическим группам населения, а также категориям граждан с особыми заслугами перед государством на основе отнесения их к определенной категории, а не реального прожиточного уровня, которые рассматриваются и оцениваются не как социальная помощь, а как социальное содержание. Средства на выплату социальных льгот и пособий распределяются неэффективно.

Распределительный (и даже обязательный) характер категориальных льгот и выплат стимулирует социальное иждивенчество, усиливает пассивный характер социальной защиты и ее негативное влияние на социально-экономическое поведение.

Реформа системы социальной зашиты должна предполагать переход от социальной помощи категориям населения к системе адресной социальной поддержки нуждающихся и уважать реальный уровень среднедушевого дохода.

Формирование и реализация механизмов адресной социальной помощи предполагает   развитие   системы   организационного,   технического и финансового обеспечения.

Реализация адресности социальной помощи требует повышения качества работы социальных работников:

для определения и контроля степени нуждаемости получателей адресной помощи и размеров получаемой помощи;

для помощи в подготовке заявителями документов, информирования населения;

для формирования персонифицированного банка данных и его обслуживания.