Целью системы социальной защиты, как элемента социальной политики, является формирование эффективного механизма социальной поддержки граждан, ограниченных в возможностях обеспечения условий жизни в соответствии с принятыми стандартами.
Современная ситуация в сфере социальной защиты населения характеризуется неспособностью государства обеспечить в полном объеме свои гарантии.
Основным содержанием политики в сфере социальной защиты должно стать усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи наиболее нуждающимся группам населения.
Система социальных выплат сохраняет обширность, несмотря на стабильное недофинансирование социальных программ. Федеральное законодательство предусматривает:
широкую систему льгот различным категориям населения;
социальные пособия, среди которых важнейшими являются субсидии и пособия гражданам, имеющим детей, другие выплаты. Большинство выплат социального характера не оказывает существенного влияния на экономический и социальный статус человека, не имеют стимулирующего и инвестиционного характера.
Действующая система социальной защиты предоставляет льготы и выплаты различным профессиональным и социально-демографическим группам населения, а также категориям граждан с особыми заслугами перед государством на основе отнесения их к определенной категории, а не реального прожиточного уровня, которые рассматриваются и оцениваются не как социальная помощь, а как социальное содержание. Средства на выплату социальных льгот и пособий распределяются неэффективно.
Распределительный (и даже обязательный) характер категориальных льгот и выплат стимулирует социальное иждивенчество, усиливает пассивный характер социальной защиты и ее негативное влияние на социально-экономическое поведение.
Реформа системы социальной зашиты должна предполагать переход от социальной помощи категориям населения к системе адресной социальной поддержки нуждающихся и уважать реальный уровень среднедушевого дохода.
Формирование и реализация механизмов адресной социальной помощи предполагает развитие системы организационного, технического и финансового обеспечения.
Реализация адресности социальной помощи требует повышения качества работы социальных работников:
для определения и контроля степени нуждаемости получателей адресной помощи и размеров получаемой помощи;
для помощи в подготовке заявителями документов, информирования населения;
для формирования персонифицированного банка данных и его обслуживания.