САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 1996 года N 28-406


О региональной Программе развития общего образования Саратовской области на 1996-1998 годы

       В целях реализации региональной Программы развития общего   образования Саратовской области на 1996-1998 годы Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить региональную Программу развития общего   образования Саратовской области на 1996-1998 годы (прилагается).

       2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на   комитет по науке, культуре, образованию и работе с молодежью Саратовской областной Думы.

  

Председатель
  Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов


Утверждена
Саратовской областной Думой
постановление
N 28-406 от 24 мая 1996 г.


Управление образования и науки
департамента по вопросам социальной сферы администрации Саратовской области

Саратовский институт повышения квалификации работников образования

Саратовский государственный университет

Саратовский государственный педагогический институт

Балашовский государственный педагогический институт

Саратовский областной комитет
профсоюза работников народного образования и науки



Региональная программа
развития общего образования Саратовской области
на 1996-1998 годы



Под редакцией:
Л.Г.Вяткина
Н.П.Корнюшкина


Саратов
1996


                             Составители:

  1. Кошелев В.А.      - начальник управления образования  администрации области

  2. Балабанов Н.М.    - ветеран педагогического труда, Заслуженный   учитель школы Российской Федерации

  3. Барышков В.П.    - заведующий отделом образования администрации Октябрьского района г.Caратова, кандидат  философских наук

  4. Вяткин Л.Г.       - действительный член Международной академии  наук высшей школы, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор,  заведующий кафедрой педагогики гуманитарных  факультетов СГУ

  5. Владимирова А.П.  - ректор областного института повышения квалификации работников образования

  6. Заплатина С.Н.    - главный инспектор управления образования администрации области, Заслуженный учитель школы Российской Федерации

  7. Зубович Е.И.      - секретарь епархиального управления

  8. Корнюшкин Н.П  - заместитель начальника управления образования администрации области, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель школы Российской  Федерации

  9. Квашнин Е.Б.      - директор физико-технического лицея N 1 г.Сaратова, Заслуженный учитель школы Российской Федерации

 10. Куршева Н.П.     - начальник отдела бюджетного планирования и финансирования, социально-экономических реформ в образовании управления образования    администрации области

  11. Пантелеев А.Ф.  - проректор по научно-исследовательской работе  ИПКРО, кандидат психологических наук

  12. Паринова Г.К.    - заведующая кафедрой педагогики Саратовского  педагогического института, кандидат   педагогических наук

  13. Суровов С.Б.  - начальник управления образования администрации  г.Саратова, кандидат политических наук

  14. Суслова Е.Ф     - заведующая отделом образования администрации Сарaтовского района

  15. Семикин В.В    - первый проректор Балашовского педагогического  института, кандидат психологических наук

  16. Тимофеев Н.Н.     - председатель областного комитета профсоюза работников народного образования и науки

  17. Уханов А.И     - заместитель начальника управления образования администрации области Заслуженный учитель школы Российской Федерации

Введение

       С 1991 года в Саратовской области осуществляется поэтапное   совершенствование образования на основе научно обоснованных Программы и Концепции развития образования Саратовской области на 1991-2000 годы, Первый этап обновления системы образования в области завершен в 1995 году. С января 1996 года начинается второй этап реформирования системы образования на основе новой региональной Программы развития образования Саратовской области на 1996-1998 годы. Между первой и второй Программами сохраняется преемственность и взаимосвязь в реализации задач, изложенных в Концепции.

       Цель и задачи настоящей программы состоят в том, чтобы на   основе глубокого анализа итогов трехлетней работы по сохранению и преобразованию отрасли:

       определить основные пути развития образования в Саратовской   области;

       провести радикальные изменения в системе образования, ее   обновление на принципах гуманизма, демократии и превращение в государственно-общественную систему образования, ориентированную на личность;

       определить комплекс условий для реализации конституционных   прав подрастающего поколения Саратовской области на получение образования, соответствующего современным российским и международным образовательным стандартам, интересам, склонностям и способностям учащихся.

        Основаниями при подготовке программы послужили следующие   тенденции:

       1. Происходящая в современной теории и практике обучения и   воспитания интеграция научных программ и прикладных разработок.

       2. Направленность содержании образования, методик обучения и   воспитания, психологического климата учебных заведений на обеспечение наиболее полного раскрытия личностного потенциала учащихся.

       3. Развитие в Саратовской области многопрофильной,   многоуровневой системы образовательных учреждений, отвечающих потребностям к возможностям учащихся, семьи, отдельных гpaждан.

       4. Разработка механизма непрерывного качественного обновления   содержания и технологий образовательного процесса.

       5. Высокий уровень внедрения в учебно-воспитательный процесс   методов личностно-ориентированного образования.

       6. Наличие перспектив в разработке механизмов   информационного, методического, управленческого обеспечения образовательного процесса в регионе.

       7. Создание в обществе условий для проявления позитивного   отношения к внутренней свободе личности как одной из главных ценностей системы образования.

       8. Привлечение научного потенциала региона к разработке   прогностических конкурентноспособных концепций совершенствования образовательного процесса.

       В программе представлен проблемно-ориентированный анализ   состояния всех звеньев областной системы общего образования, динамика изменения образовательной сети, контингента, кадрового состава, материально-технической базы, дана характеристика инновационных процессов. Намечены конкретные управленческие меры по срокам реализации и исполнителям.

       Предусматривается ряд мер, направленных на обновление   содержания учебных программ, совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся, внедрение новых технологий с тем, чтобы обеспечить разностороннее развитие личности ребенка, способного быстро адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях.

       Особое значение придается взаимодействию науки и образования,   интеграции средней и высшей школы, прогрессивной динамике образования в регионе, совершенствованию системы повышения квалификации работников образования, Предлагается система мер, направленных на социальную защиту педагогических работников и учащихся, системы образования в целом.

       Учитывая кризисное состояние в развитии экономики страны,   Саратовской области и большие затруднения в финансовом обеспечении образования, в программе разработаны конкретные меры по улучшению материально-технического обеспечения учреждений образования и их финансово-экономической поддержке.

       Условия реализации предлагаемой программы:

       1. Наличие нормативно-правовой и финансовой базы,   обеспечивающих реализацию инновационных механизмов развития образования и упрочение перспективных традиций качественного обновляя учебно-воспитательного процесса.

       2. Социальная защита участников образовательного процесса.

       3. Обеспечение условий для динамического развития содержания   учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.

       4. Непрерывное повышение уровня профессионального мастерства   учителей, воспитателей, организаторов образования.

       5. Наличие обеспеченного социального заказа на проведение   научных исследований по актуальным проблемам обучения и воспитания.

       При окончательной доработке настоящего документа были учтены   предложения руководителей органов и учреждений образования, районных и городских администраций, ученых вузов и общественных организаций, а также отдельных граждан.

I. Цель и приоритеты образования и воспитания

       Настоящая программа (как и в целом Концепция развития   образования Саратовской области) исходит из понимания образования как непрерывного процесса становления и развития личности, который обеспечивает ее самореализацию, основывается на целенаправленном обучении и воспитании и сопровождается контролем достигнутых результатов.

       Радикальные общественные перемены потребовали от образования   принципиально иного качества. Оно должно содействовать становлению личности, обладающей продуктивным мышлением, способностью к самоопределению и саморазвитию в условиях перехода к системе ценностей, акцентированной на самом человеке, и гарантировать соответствие современным стандартам качества образования.

       Особенность социального заказа, который предъявляется   современным обществом системе образования, состоит в существенном повышении требований к воспитанию, переносу центра тяжести решаемых образовательными учреждениями задач с преимущественно дидактических на воспитательные. Сложившаяся и имеющая тенденцию к росту гуманистическая направленность педагогики и психологии призвана не только компенсировать, но и преодолеть негативные аспекты внедрения рыночных отношений. Участвующая в рыночных отношениях личность не должна терять национального самосознания россиянина с присущей ему способностью к взаимопомощи, состраданию, миролюбию. Система образования призвана не только сохранить лучшие традиции обучения и воспитания, но и создать новые, отвечающие существующей социально-экономической, политической, демографической ситуации в России.

       Стержневая линия обновления воспитания - установка на полное   уважение прав ученика и его свободы, воспитание Патриота Государства Российского. Цивилизованному обществу необходимы люди, которые умеют не только думать, но и чувствовать ответственность, понимать, уважать других так же, как и себя.

       Стратегия в области общего образования состоит в обеспечении   прав граждан на разноуровневое, доступное и бесплатное образование.

       Гуманистически ориентированное образование должно быть   направлено, прежде всего, на формирование таких качеств личности, как:

       умение адекватно воспринимать действительность и   конструктивно, уважительно относиться к окружающей природной и социальной сфере;

       направленность на духовно-нравственное совершенствование и   творческую, созидательную, социально-значимую деятельность; патриотизм, чувство ответственности и долга;

       общительность и доброжелательность, высокая эмоциональная   культура.

       Этот процесс сегодня немыслим без экологизации образования в   целом.

       Учебный процесс - безальтернативное средство развития   творческих способностей обучающихся, то есть таких свойств личности, которые обеспечивают успех в новых, необычных условиях решения возникающих перед человеком задач. Творческая личность не нуждается в постоянном стимулировании деятельности, способна найти решение в любой ситуации, увидеть новые пути решения сложной задачи, характеризуется высоким уровнем познавательной самостоятельности.

       Достижение удовлетворяющих социальному заказу целей   гуманистического образования и воспитания предполагает:

       1. Сохранение государственной бесплатной защищенной в   правовом отношении системы образования, ее развитие, качественное преобразование в связи со спецификой социального заказа, поддержка негосударственных форм образования в соответствии с действующим законодательством.

       2. Сочетание требования эффективной работы системы   образования с предоставлением школе самостоятельности и свободы педагогического творчества.

       3. Совместное с научными и другими учреждениями решение   методических и методологических задач обучения и воспитания, высшая школа не должна оставаться в стороне от разрешении насущных проблем образования научными средствами.

       4. Защита прав ребенка, родителей и учителей законодательными   средствами, выполнение соответствующих законов и подготовка новых, более эффективных.

       5. Реальное отношение к задачам образовании со стороны   государства, главенство обучения и воспитания подрастающего поколения в ряду государственных приоритетов.

       6. Совершенствование педагогического высшего и среднего   специального образования, целенаправленная подготовка сельских учителей, учителей для малокомплектных школ, национальных образовательных учреждений, ориентация в подготовке учителя на решение задач гуманистического воспитания, демократического формирования личности.

       Основным звеном системы образовании является школа.   Современные условия изменили характер школы как социального института. Социальный заказ школе определяется всеми участниками образовательного процесса. Государственный бюджет не является единственным источником материального и технического обеспечения образования. Вместе с тем, государственное влияние в школе остается определяющим. Задача состоит в том, чтобы согласовать государственные интересы в области образования с интересами всех участников образовательного процесса.

       Достижение целей школьного образования невозможно без   согласованной работы всех звеньев системы обучения и воспитания подрастающего поколении. В педагогическую систему входит не только люди (субъекты и объекты обучающих воздействий), но и цели, принципы обучения и воспитания, педагогические средства достижения целей, условия, факторы, влияющие на процессы в образовании.

       Педагогическая система Саратовской области может эффективно   работать лишь при оптимальном соотношении целей и средств, принципов и факторов воспитания и обучения. Согласование будет достигнуто, если:

       инновационные процессы в школах области и образовании в целом   будут оптимизированы;

       организация учебных занятий будет происходить с учетом   конкретных условий, в том числе материально-тематических и кадровых;

       методическое совершенство будет оцениваться на должной   нормативной основе и объективно;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»