Транспортный комплекс Саратовской области находится в глубоком системном кризисе, вызванном как общим состоянием экономики страны, так и недостатками, сложившимися в самой транспортной отрасли.
Кризисное состояние обусловлено следующими основными факторами:
· значительным падением объема перевозок пассажиров и грузов, снижением платежеспособности населения и грузовладельцев как основного доходообразующего и определяющего величину затрат на перевозки фактора;
· убыточностью значительного числа предприятий транспорта общего пользования и отсутствием собственных источников развития;
· недостаточной государственной поддержкой транспортного комплекса;
· неполной компенсацией со стороны государства затрат на убыточные социально значимые перевозки пассажиров;
· неплатежами и связанными с этим взаимными зачетами, бартером, приводящими к искажению экономических отношений.
Вследствие трудного финансового положения предприятий транспортного комплекса, а также недостаточного выделения бюджетных средств, не обеспечивается в должной мере обновление парков транспортных средств, не реконструируются и не строятся необходимые объекты транспортной инфраструктуры.
Изношенность транспортных средств и перегрузочной техники снижает безопасность перевозок пассажиров и грузов, ухудшает экологическую ситуацию, особенно в городах.
Изменение сложившегося положения в транспортном комплексе Саратовской области и необходимость улучшения транспортного обслуживания населения и предприятий народного хозяйства требуют реализации действенных мер.
Масштаб и глубина проблем транспортного комплекса Саратовской области требуют создания скоординированной и взаимоувязанной системы мер по проведению государством необходимых институциональных преобразований, реформированию и укреплению производственно-технической базы предприятий транспорта, улучшению экономического положения предприятий транспорта, нормализации функционирования транспортных рынков, оказанию государственной поддержки транспортному комплексу. Эта система мер должна сочетать в рациональных пропорциях усилия областных и местных органов государственной власти и управления и соответствующих органов Российской Федерации, опираться на более полное и эффективное использование ресурсного, производственного и интеллектуального потенциала, транспортной инфраструктуры и выгодное транспортно-коммуникационное положение нашей области.
Такой подход к рассматриваемой проблеме может быть решен только в рамках настоящей программы.