Программа представляет собой комплекс мероприятий организационного и финансового характера, направленных на решение социально-значимых проблем через повышение информированности населения, создание оптимальных условий для реализации прав жителей области на доступ к информации, стимулирование информационной открытости органов государственной власти области.
Программа ориентирована на разработку и внедрение модели эффективного сотрудничества средств массовой информации (далее - СМИ) с органами власти, общественными организациями региона.
Обзор рынка СМИ области
Печатные областные СМИ. На территории Саратовской области постоянно выходят 36 общественно-политических областных газет. В Саратове издаются 7 местных газет-вкладок на базе федеральных печатных СМИ: «Московский комсомолец» в Саратове», «Аргументы и факты» - Саратов», «Комсомольская правда» - Саратов», «Парламентская газета» в Саратове», «Российская газета» - Средняя Волга», «Известия - саратовский выпуск», «Труд» в Нижнем Поволжье».
Суммарный разовый тираж всех областных газет социально-политической направленности составляет 385 тысяч экземпляров.
Печатные районные СМИ. В области выходят 38 городских и районных газет муниципальных образований области. В первом полугодии 2003 года разовый тираж указанных газет составляет 187 тыс. экз.
Ведомственные газеты. На территории области выходят 30 ведомственных (многотиражных) газет. Их учредителями являются администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, государственные и общественные организации, профсоюзные комитеты. Совокупный разовый тираж превышает 36 тыс. экз. Периодичность выхода -1-2 раза в неделю. Наибольшее количество многотиражных газет выпускается в г.Саратове (16) и г.Энгельсе (8).
Прочие печатные СМИ. В области увеличивается число печатных периодических изданий, учредителями которых являются юридические лица, некоммерческие организации, физические лица. В Саратове их насчитывается - 84, в муниципальных образованиях области - более 30. Совокупный тираж превысил в 2002 году 180 тыс. экз.
Журналы. На территории Саратовской области зарегистрировано 33 журнала, из которых выходят в свет - 16.
В основном это - цветные иллюстрированные тематические издания, рассчитанные на определенную аудиторию: управленческую и деловую элиту. Тираж каждого журнала варьируется от 500 до 7000 экземпляров.
Электронные средства массовой информации. В области действуют 70 электронных СМИ: в том числе - 12 федеральных телевизионных каналов, на шести из которых выходят в эфир программы саратовских телеорганизаций, производящих собственный информационный продукт (ГТРК «Саратов», «НСН», «2-я Садовая», «ИВК», «НСТ», «ТТВ»).
В г.Саратове выходят в эфир 11 радиостанций. В городах и районах области вещают 47 телевизионных и радиовещательных организаций, из которых 37 - муниципальные, 10 - негосударственные. В районах области на одном из федеральных каналов выходят в эфир 11 муниципальных телепрограмм (муниципальные образования Алгайского, Балаковского, Балтайского, Балашовского, Вольского, Ершовского, Марксовского, Новоузенского, Советского, Федоровского, Энгельсского районов).
Общественная значимость проблемы
Решение социально-значимых проблем современного общества возможно только при условии объединения усилий органов исполнительной власти области, общественных организаций, граждан и средств массовой информации. При этом сам процесс преодоления отдельных негативных для жизни и здоровья человека явлений предполагает как исправление сложившейся ситуации, так и создание условий для ее локализации. Особое значение в этой связи приобретает профилактика поведения человека, приводящего к возникновению самой проблемы. Таким образом, речь идет не только о возможности решения имеющихся проблем, но и об оказании воздействия на причины их появления.
Следует признать, что основным каналом получения информации населением Саратовской области остаются средства массовой информации, так как именно они обладают наибольшим охватом. Так, зона охвата ГТРК «Саратов» составляет 97,7 процента населения области. Другие местные телекомпании, вещающие в г.Саратове, включают помимо г.Саратова приграничные районы в радиусе 40-70 км (это - г.Энгельс, р.п.Татищеве, Саратовский район, частично Энгельсский, Татищевский, Новобурасский, Воскресенский, Красноармейский районы) и охватывают своим вещанием до 54,7 процента населения области. В районах области охват населения муниципальным телевещанием колеблется от 64,5 до 99,3 процента.
25 муниципальных радиопрограмм выходят в рамках канала «Радио России». Объем городского и районного телерадиовещания варьируется от 30 минут до 5 часов 50 минут в неделю. Охват населения проводным радиовещанием составляет 78,5 процента, в том числе 74,7 процента -в сельской местности.
По данным социологических исследований 64 процента населения области систематически читают газеты.
Таким образом, сложившаяся в области инфраструктура средств массовой информации достаточна для организации информирования населения. Следует отметить наличие у населения области устойчивого интереса к распространяемой информации. При этом две трети населения к распространяемой информации относятся с высокой степенью доверия.
По данным социологических исследований наибольший интерес у населения области в средствах информации вызывают именно проблемы социального значения: сохранения здоровья (49 процентов), развития социальной сферы (46 процентов), нравственного состояния общества (35 процентов).
В то же время значительную часть населения не удовлетворяет содержание распространяемых материалов. 36 процентов саратовцев и 15 процентов жителей районов считают, что получают через СМИ мало «полезной информации».
Такая ситуация связана с двойственной функцией самих средств массовой информации. С одной стороны, они являются институтом социального значения, удовлетворяющим одну из базовых потребностей населения - потребность в получении информации. С другой стороны, СМИ являются элементом системы рыночных отношений, при которой основная цель существования любой организации - получение прибыли. Желание повысить тиражи изданий и рейтинг передач является причиной увеличения числа так называемых «желтых» материалов в большинстве газет, а также теле- и радиоэфире. В результате выбранная информационная политика приводит к сокращению количества материалов, посвященных социально-значимым темам.