ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2002 года № 107-П
Об областной целевой программе «О совершенствовании гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Саратовской области на 2003-2007 годы»
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 20.03.2008 N 103-П
________________________________________________
В целях обеспечения устойчивого функционирования Саратовской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения эффективности работ в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы «О совершенствовании гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Саратовской области на 2003-2007 годы» и внести ее в установленном порядке на утверждение в Саратовскую областную Думу.
2. Министерству финансов области, министерству сельского хозяйства и продовольствия области при формировании проекта областного бюджета на 2003 год и последующие финансовые годы предусматривать финансирование мероприятий программы по разделу «Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора, министра сельского хозяйства и продовольствия области Фогеля А.Ф.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 9 декабря 2002 года № 107-П
Наименование Программы | областная целевая программа "О совершенствовании гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Саратовской области на 2003-2007 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством области |
Государственный заказчик | министерство сельского хозяйства и продовольствия области |
Основные разработчики Программы | ГУ «Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» |
Цели и задачи Программы | укрепление и развитие основных систем гидрометеорологической службы области (наблюдений, передачи информации, обработки информации, доведения информации до потребителя) в целях устойчивого функционирования Саратовской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения эффективности работ в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды |
Сроки и этапы реализации Программы | в 2003-2007 годах поэтапно в соответствии с прилагаемыми мероприятиями |
Перечень основных мероприятий Программы | техническое переоснащение приборного парка и оборудования наблюдательной сети гидрометеослужбы области; технологическая модернизация работы Центра и его оперативно-производственных организаций, внедрение геоинформационных систем |
Исполнители основных мероприятий | ГУ «Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» |
Объемы и источники финансирования | финансирование мероприятий Программы в 2003-2007 годах предусматривается из областного бюджета по разделу «Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия» в объеме 13330 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты | в результате выполнения Программы будет значительно снижен риск для жизни населения, уменьшены и предотвращены ущербы в экономике области от опасных природных и техногенных явлений и ситуаций, а также за счет использования более оперативной, объективной и качественной информации будет повышена эффективность в решении социально-экономических, природоохранных и других важнейших задач области; экономический эффект за счет улучшения гидрометеорологического обеспечения заинтересованных и метеозависимых структур в результате реализации Программы планируется увеличить, по сравнению с фактическим, более чем в 2,3 раза, что составит около ста миллионов рублей в год в ценах 2002 года |
Настоящая Программа разработана в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Саратовской области.
ГУ «Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - Центр) входит в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Саратовской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В условиях кризисного состояния экономики в прошедшее десятилетие система гидрометеорологических наблюдений пришла в неудовлетворительное состояние. Метеостанции, построенные в 50-60-е годы, имеют износ свыше 90 процентов и не соответствуют современным техническим и технологическим требованиям. Большинство приборов и оборудования выработали двойной ресурс, систематически выходят из строя, требуют постоянного ремонта. Непроведение технического переоснащения приборного парка и оборудования наблюдательной сети Центра неизбежно приведет к потере надежности и достоверности данных мониторинга окружающей среды, потере устойчивости функционирования Саратовской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из-за отсутствия средств полностью прекращены аэрологические наблюдения, что значительно затрудняют прогнозирование таких опасных явлений погоды, как шквалистое усиление ветра, грозы, град, сильные ливни, смерчи.
Крайне недостаточное выделение средств из федерального бюджета для оплаты услуг и аренды каналов связи негативно влияет на функционирование системы сбора и обработки информации, полноту гидрометеорологической информации и оперативность доведения ее до потребителя на территории области.
Отсутствие средств не позволяет внедрять современные технологии наблюдения за состоянием природной среды, сбора, обработки и доведения до потребителей полученных данных. В результате возникает угроза того, что из-за технической отсталости Саратовская территориальная подсистема потеряет технологическое сопряжение с общегосударственной системой, не сможет получать необходимую информацию с остальной территории России и других государств.
Основными целями Программы являются:
устойчивое функционирование и совершенствование государственной наблюдательной сети для получения наиболее полных данных о гидрометеорологических условиях и состоянии загрязнения окружающей природной среды, необходимых для успешного развития отраслей экономики, снижения возможного ущерба и защиты населения от опасных гидрометеорологических явлений и экстремального загрязнения окружающей среды;
повышение эффективности прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений;
совершенствование системы предупреждения органов исполнительной власти области, хозяйствующих субъектов и населения о возможных опасных гидрометеорологических явлениях и значительных загрязнениях окружающей природной среды;
иные мероприятия, направленные на уменьшение ущерба населению и экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами Программы являются:
развитие наблюдательной сети Центра путем ее технического переоснащения;
модернизация системы передачи, обработки и доведения данных до потребителей с помощью внедрения современных технологий и оборудования;
повышение эффективности мониторинга загрязнения окружающей среды.
1. Совершенствование наблюдательной сети
Для повышения надежности и достоверности данных мониторинга состояния окружающей среды предусматривается переоснащение наблюдательной сети станций и постов современными приборами и оборудованием.
2. Совершенствование технологии гидрометеорологического обеспечения
Для повышения эффективности системы разработки и доведения гидрометеорологических прогнозов и штормовых предупреждений о возникновении неблагоприятных и опасных гидро- и агрометеорологических явлений запланировано внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) синоптика, гидролога, агрометеоролога, гидрохимика, аэрохимика в рамках геоинформационной системы ГИС-МЕТЕО.
Модернизация областной гидрометеорологической сети позволит решить в рамках единой информационной технологии ряд таких важных вопросов, как:
ввод и первичная обработка гидрометеорологической информации на метеостанциях;
создание базы данных гидрометеорологической информации для использования специально уполномоченными государственными природоохранными органами при решении экологических проблем области.
Приобретение и установка комплексов МА-6 (автоматическая метеорологическая станция наземная) и АДГП (автоматический дистанционный гидрологический пост) позволит начать качественно новый этап в развитии гидрометслужбы. В сочетании с радиопередающими терминалами (в первую очередь - системы сбора и распространения данных с использованием космических аппаратов) автоматизированные метеостанции и гидрологические посты составят основу новой технической базы наблюдательной сети.
3. Совершенствование мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды
Для повышения эффективности мониторинга загрязнения природной среды, расширения перечня контролируемых специфических загрязнителей необходимо оснастить комплексные химлаборатории Центра в городах Саратов и Балаково дополнительными приборами и оборудованием.
Для оперативного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха и качества поверхностных вод в аварийных ситуациях, при залповых выбросах вредных веществ предприятий и при неблагоприятных метеоусловиях необходимо приобретение передвижной лаборатории с автоматическими экспресс-анализаторами.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно:
организационного плана действий по реализации мероприятий Программы;
плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий;
проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов;
перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
Государственный заказчик отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклады о ходе реализации Программы за отчетный год.
Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств.
Государственный заказчик информирует министерство финансов области и министерство экономики области о всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из областного бюджета.
Контроль за реализацией Программы включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделенных им финансовых средств, качества реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
По оценкам экспертов одна денежная единица, затраченная на получение гидрометеорологической информации, при оптимальном использовании последней дает как минимум четырехкратный экономический эффект:
экономический эффект за счет улучшения гидрометеорологического обеспечения заинтересованных и метеозависимых структур в результате реализации Программы возрастет, по сравнению с фактическим, более чем в 2,3 раза и достигнет объема около ста миллионов рублей в год в ценах 2002 года.
Кроме того, в результате выполнения Программы будет значительно снижен риск для жизни и здоровья населения, уменьшены и(или) полностью предотвращены ущербы в экономике области от опасных природных и техногенных явлений и ситуаций, а также за счет использования более оперативной, объективной и качественной информации повышена эффективность в решении социально-экономических, природоохранных, экологических и других важнейших задач области.
№ п/п | Наименование мероприятий | Объем финансирования по годам, | |||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Всего | ||
1. | Техническое переоснащение приборов и оборудования наблюдательной сети Центра | 370 | 970 | 1850 | 2270 | 1920 | 7380 |
2 | Технологическая модернизация работы Центра и его оперативно-производственных организаций на территории области: | ||||||
2.1. | Приобретение, установка геоинформационной системы ГИС-МЕТЕО для обработки информации и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений, включающей автоматизированные рабочие места (АРМ) синоптика, гидролога, агрометеоролога, гидрохимика, аэрохимика | 750 | 750 | 1500 | |||
2.2. | Приобретение, установка комплексов МА-6 (автоматическая метеорологическая станция наземная) - 4 шт. | 180 | 540 | 720 | |||
2.3. | Приобретение, установка комплексов АДГП (автоматический дистанционный гидрологический пост) - 4 шт. | 170 | 170 | 340 | 680 | ||
2.4. | Приобретение, установка системы приема спутниковой информации | 200 | 200 | 400 | 800 | ||
2.5. | Организация областной компьютерной сети Центра с целью внедрения финансово-сберегающих технологий сбора и обработки информации | 280 | 280 | 280 | 280 | 280 | 1400 |
2.6. | Приобретение радиостанций типа «Ангара» для труднодоступных гидрологических постов - 7 шт. | 100 | 100 | 150 | 350 | ||
2.7. | Приобретение приборов и оборудования для химлабораторий в городах Саратов, Балаково | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 500 |
Объем финансирования, всего | 1500 | 2100 | 2700 | 3300 | 3730 | 13330 |