Недействующий

О Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 года (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 22.04.2008 N 169-П)


5.1. Трансформирование форм хозяйствования и собственности

       Анализ современного состояния агросферы показал, что к наиболее острым современным проблемам, сдерживающим рост эффективности, относятся слабое распространение прогрессивных форм хозяйствования, отсутствие целостной системы управления агрокомплексом, недостаточная инновационная деятельность в сельском хозяйстве. Большая роль в преодолении кризисных явлений, в повышении эффективности работы АПК должна принадлежать институциональным преобразованиям и совершенствованию экономических отношений. Их целью является создание условий для рентабельной работы предприятий агрокомплекса, обеспечивающих население основными видами продовольствия и способствующих социальному благополучию сельских жителей. Основными задачами на ближайшую перспективу должны стать:

- восстановление управляемости агрокомплекса и рынка продовольствия со стороны государственной власти;

- организация в агросфере институтов, способствующих эффективному ведению производства;

- создание условий развития многоукладного аграрного производства.

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий должна осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ в виде их преобразования, выделения, разделения, слияния, присоединения. Непременное условие реорганизации - передача правопреемникам всего имущества, долгов и других прав и обязательств реорганизуемого хозяйства.

Ликвидация предприятия, добровольная или принудительная (по решению арбитражного суда),  необходима  в  тех  случаях,  когда  из-за  больших долгов, отказа правопреемников взять на себя ответственность по обязательствам предприятия или по другим причинам провести реорганизацию невозможно.

Перечень наиболее вероятных вариантов реформирования на ближайшую перспективу приведен в табл. 2.


     Кроме указанных вариантов реформирования сельскохозяйственных предприятий, на практике возможны еще следующие:

     - покупка предприятия несельскохозяйственной компанией;

     - передача ликвидного имущества в аренду  состоятельной  и  эффективной организации;

     - создание дочерних предприятий.

Для вновь созданных предприятий необходима разработка и реализация бизнес-планов, предусматривающих изменение структуры производства, передачу объектов социальной инфраструктуры органам местного самоуправления. В этих хозяйствах необходимо провести реструктуризацию долгов и предусмотреть для них, в первую очередь, из регионального бюджета оказание адресной финансовой помощи.

Таблица 2

Варианты  реформирования  сельхозпредприятий

Необходимость и мотивы реформирования

Рекомендуемый вариант
реформирования

1

2

  

  

1. Приведение учредительных документов в соответствие с Гражданским кодексом РФ, законами об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, сельскохозяйственной кооперации и т.д.

Преобразование организационно- правовой формы

  

  

2. Передача земли и имущества из государственной   собственности в собственность членов сельхозпредприятий, формирование частных предприятий, оформление взаимоотношений между собственниками и пользователями земли и имущества

Преобразование организационно- правовой формы, выделение, разделение

  

  

3. Хозяйство крупное, разбросанное, трудно управляемое

Разделение, выделение

  

  

4. Специалисты и руководители внутрихозяйственных подразделений хотят работать самостоятельно, у них есть опыт работы на хозрасчете, подряде, аренде

Разделение

  

  

5. Имеются внутренние противоречия в коллективе, есть несколько лидеров, за которыми стоит часть коллектива, каждый лидер готов создать самостоятельное предприятие; жители периферийных сел и деревень хотят самостоятельности с целью их возрождения; население ранее присоединенных к колхозу (совхозу) деревень хочет возродить прежние небольшие  предприятия

Разделение

  

  

6. Руководитель хозяйства не может и не хочет руководить по-старому и готов переложить ответственность на руководителей подразделений и главных специалистов

Разделение

  

  

7. Имеются отдельные семьи, бригады, фермы, которые хотят выделиться и работать самостоятельно

Выделение

  

  

8. Хозяйство работает неэффективно, имеются большие просроченные долги, работа дезорганизована, не могут найти руководителя, растаскивается имущество, кредиторы обратились в арбитражный суд по поводу изъятия имущества или объявления должника банкротом

Присоединение, слияние, ликвидация

  

  

9. Работники хозяйства, одновременно являющиеся его собственниками, в течение длительного времени не получают зарплаты

Выделение, ликвидация

  

  

10. Желание избавиться от нерадивых работников, пьяниц, тунеядцев

Выделение

  

  

11. Желание вместо крупного коллективного хозяйства, управляемого всеми членами (включая пенсионеров), создать сельскохозяйственный производственный кооператив, закрытое акционерное общество, товарищество на вере и др., управляемые небольшой группой единомышленников, которые имеют в своей собственности контрольный пакет акций (паев)

Преобразование организационно-правовой формы

  

  

12. Хозяйство неплатежеспособно по вине некомпетентного или недобросовестного руководителя, ликвидные активы арестованы судебными исполнителями

Процедура банкротства



В настоящее время в области наблюдается тенденция сокращения численности мелких крестьянских (фермерских) хозяйств, поэтому перспективным направлением развития будет укрупнение размеров их землепользования от 500 до 2000 га.