8. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА
Социальное преобразование села связано со стратегическими целями. Во-первых, с обеспечением нормальных условий для жизнедеятельности сельского населения и качества его жизни; во-вторых, с таким уровнем функционирования сельского хозяйства, который обеспечивал бы продовольственную безопасность области.
Для улучшения жизни сельского населения рекомендуется повышать культуру его питания. Для этого необходимо реализовать следующие меры:
- расширить производство витаминов, минеральных веществ, других обогатителей продуктов питания;
- разработать меры по развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства;
- разработать новое поколение диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных;
- совершенствовать биотехнологические процессы переработки и хранения сырья;
- разработать технологии производства качественно новых пищевых продуктов с заданным химическим составом, соответствующим потребностям организма человека;
- подготовить цикл статей и телепередач по вопросам культуры питания;
- проводить беседы об основах рационального питания, культуры потребления пищи в педагогических коллективах школ, среди родителей и учеников;
- разработать и реализовать программы обучения специалистов разного профиля по вопросам культуры питания.
Формирование сельской социальной инфраструктуры должно базироваться на определенных принципах:
- нормы потребления социальных благ должны быть одинаковыми как для городских, так и для сельских жителей;
- структурная перестройка сельской социальной и инженерной инфраструктуры должна осуществляться поэтапно, начиная с потребкооперации и платных услуг, кончая жильем, образованием, здравоохранением;
- государственные социальные стандарты необходимо зафиксировать законодательно с учетом региональных особенностей функционирования районных муниципальных образований.
Практика перевода объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры на балансы муниципальных образований в существующей социально-экономической ситуации оказалась малоэффективной.
Сельскохозяйственные предприятия, сохранившие на своем балансе объекты социальной и инженерной инфраструктуры, должны иметь налоговые льготы или получать из бюджетов всех уровней компенсации для возмещения издержек в объеме нормативных затрат.
Исходя из сложившейся ситуации, представляется необходимым:
- определение обеспеченности и потребности сельских жителей региона в основных объектах инфраструктуры согласно государственным социальным нормативам;
- определение реальной потребности в капитальных вложениях федеральных и региональных органов государства на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры села;
- определение реальных возможностей финансирования образования, здравоохранения, культуры из средств местных бюджетов и населения;
- определение объектов дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней, исходя из определенных районными муниципальными образованиями реальных потребностей сельского населения в бесплатных и льготируемых социальных услугах.
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЛ В СЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ ПОЗВОЛИЛО НЕ ТОЛЬКО ВЫЯВИТЬ НАЛИЧИЕ ПРИГОДНЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ, НО И ОПРЕДЕЛИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭТИХ ОБЪЕКТАХ (ТАБЛ. 3).
Таблица 3
Потребность и обеспеченность сельского населения
Саратовской области объектами социальной инфраструктуры
| Потребность | Наличие | Дополнительная потребность |
|
|
|
|
Жилье, тыс. кв. м | 17192,0 | 13208,0 | 3984 |
|
|
|
|
Дошкольные учреждения, |
|
|
|
|
|
|
|
Школы, тыс. мест | 107,1 | 100,5 | 6,6 |
|
|
|
|
Объекты бытового обслуживания: | 5,1 | 3,6 | 1,5 |