Недействующий

О Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 года (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 22.04.2008 N 169-П)

    


8. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА


Социальное преобразование села связано со стратегическими целями. Во-первых, с обеспечением нормальных условий для жизнедеятельности сельского населения и качества его жизни; во-вторых, с таким уровнем функционирования сельского хозяйства, который обеспечивал бы продовольственную безопасность области.

Для улучшения жизни сельского населения рекомендуется повышать культуру его питания. Для этого необходимо реализовать следующие меры:

     - расширить производство витаминов, минеральных веществ, других обогатителей продуктов питания;

- разработать меры по развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства;

- разработать новое поколение диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных;

     - совершенствовать биотехнологические процессы переработки и хранения сырья;

- разработать технологии производства качественно новых пищевых продуктов с заданным химическим составом, соответствующим потребностям организма человека;

     - подготовить цикл статей и телепередач по вопросам культуры питания;

- проводить беседы об основах рационального питания, культуры потребления пищи в педагогических коллективах школ, среди родителей и учеников;

     - разработать и реализовать программы обучения специалистов разного профиля по вопросам культуры питания.

Формирование сельской социальной инфраструктуры должно базироваться на определенных принципах:

     - нормы потребления социальных благ должны быть одинаковыми как для городских, так и для сельских жителей;

- структурная перестройка сельской социальной и инженерной инфраструктуры должна осуществляться поэтапно, начиная с потребкооперации и платных услуг, кончая жильем, образованием, здравоохранением;

- государственные социальные стандарты необходимо зафиксировать законодательно с учетом региональных особенностей функционирования районных муниципальных образований.

Практика перевода объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры на балансы муниципальных образований в существующей социально-экономической ситуации оказалась малоэффективной.

Сельскохозяйственные предприятия, сохранившие на своем балансе объекты социальной и инженерной инфраструктуры, должны иметь налоговые льготы или получать из бюджетов всех уровней компенсации для возмещения издержек в объеме нормативных затрат.

     Исходя из сложившейся ситуации, представляется необходимым:

- определение обеспеченности и потребности сельских жителей региона в основных объектах инфраструктуры согласно государственным социальным нормативам;

- определение реальной потребности в капитальных вложениях федеральных и региональных органов государства на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры села;

- определение реальных возможностей финансирования образования, здравоохранения, культуры из средств местных бюджетов и населения;

- определение объектов дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней, исходя из определенных районными муниципальными образованиями реальных потребностей сельского населения в бесплатных и льготируемых социальных услугах.

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЛ В СЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ ПОЗВОЛИЛО НЕ ТОЛЬКО ВЫЯВИТЬ НАЛИЧИЕ ПРИГОДНЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ, НО И ОПРЕДЕЛИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭТИХ ОБЪЕКТАХ (ТАБЛ. 3).


Таблица 3

Потребность и обеспеченность сельского населения
Саратовской области объектами социальной инфраструктуры



Объекты

Потребность
по норме

Наличие
пригодных к эксплуатации

Дополнительная потребность

  

  

  

  

Жилье, тыс. кв. м

17192,0

13208,0

3984

  

  

  

  

Дошкольные учреждения,
тыс. мест


59,0


53,0


6,0

  

  

  

  

Школы, тыс. мест

107,1

100,5

6,6

  

  

  

  

Объекты бытового обслуживания:
бани, тыс. мест

5,1

3,6

1,5