Недействующий

О Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 года (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 22.04.2008 N 169-П)

     

     

9. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Ключевым, определяющим фактором стабилизации и развития АПК, ускорении научно-технического прогресса  в аграрной сфере экономики является кадровый потенциал.

Переход к рыночной экономике диктует необходимость принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению аграрного производства. Преобразования в АПК следует начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рынка, умело ориентирующихся в складывающейся обстановке, способных переходить к современным технологиям, обладающих предпринимательскими навыками.

Основой методологии образования становится формула «образование через всю жизнь» вместо ранее принятой «образование на всю жизнь». В содержании программ высшего профессионального образования такой подход предполагает смещение акцента в сторону фундаментальной составляющей, имеющей большой период выживаемости, создающей основу для профессионального роста.

Концептуальным направлением в содержании образовательных программ должно стать формирование у руководителей и специалистов высокого уровня профессионализма, инновационного мышления, управленческой культуры, предпринимательства.

 

Важнейшим фактором повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов становится использование новых технологий обучения - информационных и компьютерных систем.

    

Новые приоритеты и цели системы образования вызвали процесс создания в регионах вузов с многоуровневой и многопрофильной подготовкой специалистов. В Саратовской области это привело к созданию государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. На период до 2005 г. развитие высшего сельскохозяйственного образования в области должно идти в плане расширения спектра специальностей, специализаций и направлений, прежде всего гуманитарных - таких, как менеджеры, экономисты, юристы и другие, востребованность которых быстро растет.

Реализация системы непрерывного многоуровневого образования, закрепленного в государственных стандартах и нормативных актах, должна осуществляться путем введения в структуру аграрного университета новых институтов, многопрофильных колледжей, научно-учебных центров и т.д. В дальнейшем эти структуры должны развиваться и расширяться за счет интеграции со средними специальными учебными заведениями, гимназиями, лицеями. Это станет важнейшим звеном прямых связей университета как с общеобразовательными школами, так и с профессиональными учебными заведениями. Таким образом, в регионе будет создана новая система образовательных учреждений разных уровней. Принципиальная особенность этих образовательных структур состоит в том, что все они будут действовать в составе университета как регионального центра образования, науки и культуры. Это позволит обеспечить высокое качество фундаментального и профессионального образования за счет специализации и взаимного участия факультетов и институтов в подготовке по различным специальностям и направлениям. При этом осуществляется также единство целевых установок.

    

Идейной основой аграрного университета должны стать различные формы интеграции с академической наукой, которая обеспечит высокий уровень подготовки выпускников.

Углубление интеграции должно идти путем создания филиалов кафедр и производственных лабораторий в НИИ, их опытно-производственных хозяйствах, а далее - филиалов и колледжей университета в НИИ. Университет по заказам НИИ должен готовить кадры для науки, его ученые активно участвуют в совместной работе по селекции новых сортов, разработке ресурсоэнергосберегающих технологий и других научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и освоении результатов их в производстве.

Особую актуальность приобретает проблема повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в сфере производства, в соответствии с требованиями рыночной экономики, целенаправленная работа по формированию действенного кадрового резерва. Эту работу в основном проводит Саратовский региональный институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК с привлечением к учебному процессу ученых вузов и НИИ. Ежегодно обучение в нем проходят около 2000 руководителей, специалистов предприятий АПК и фермеров.

Вызывает беспокойство уровень обеспечения сельскохозяйственных предприятий квалифицированными рабочими кадрами. За последние годы их подготовка в сельских профтехучилищах и учебных комбинатах резко сократилась, доля механизаторов I и II классов в их общей численности снизилась.

Система повышения квалификации на период 2000-2005 гг. будет включать:

- профессиональное повышение квалификации руководящих работников и специалистов АПК минимум один раз в три года с отрывом от работы путем длительного обучения в университете или других учебных заведениях с целью приведения уровня их подготовки в соответствие с новыми требованиями производства и рыночных отношений, а также постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов;

- переподготовку, предполагающую получение новой специальности; особое внимание должно быть уделено подготовке современных профессионально грамотных менеджеров;

- стажировку в передовых сельскохозяйственных предприятиях АПК, в том числе и за рубежом;

- участие в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам, краткосрочное обучение по месту работы, в учебных заведениях, опытных станциях, передовых хозяйствах;

     - заочное обучение в высших и средних специальных учебных заведениях;

     - систематическое самостоятельное пополнение знаний и обучение руководителей и специалистов.

     В системе непрерывного образования в области следует развивать и сделать доступным дистанционное образование.

Важной составляющей Концепции является подготовка не только профессионально грамотного специалиста, но и высококультурного человека.

В системе единого образовательного комплекса АПК важная роль отводится созданию действенной системы профессиональной ориентации молодежи. Конечная цель этой работы - эффективное включение нового поколения в систему социально-экономических отношений.

В целях приведения структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда кадровые службы должны на более высоком уровне решать задачи прогнозирования потребности в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием до 2005 г., сбалансированности спроса и предложения кадров различных профессий и специальностей.

Новая роль и функции отводятся районной кадровой службе, которая, помимо указанного, должна разрабатывать на основании планов хозяйств и предприятий программы кадрового обеспечения района и регулировать их с учетом состояния трудовых ресурсов, проводить изучение и оценку деловых и профессиональных качеств работников, разрабатывать предложения по стимулированию заинтересованности в непрерывном образовании, улучшению условий, режимов труда и быта работников с  целью формирования стабильных трудовых коллективов.

В перечне должностных требований к руководителям предприятий главным критерием должна быть обязательная разработка программы повышения эффективности производства.

Кадровая служба на областном уровне, кроме перечисленного, должна координировать и направлять деятельность аналогичных служб районного звена и предприятий. Основными ее функциями должны также быть: разработка перспективных целевых программ кадрового обеспечения и механизма их реализации, организация работы по укреплению учебно-материальной базы учебных заведений и совершенствованию учебного процесса, подготовке кадров для реконструируемых и использующих импортную технику и оборудование, изучение запросов производства и внесение предложений по введению новых специальностей, формирование и работа с резервом руководителей, стажировка руководителей и специалистов, в том числе за рубежом.