7. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В результате оценки реформирования земельных отношений в области определены основные проблемы, которые требуют последовательного и комплексного решения:
собственники земельных долей не в полной мере реализуют права по распоряжению ими;
созданные формы хозяйствования и собственности неэффективно используют сельскохозяйственные угодья;
увеличивается количество невостребованных земель из фонда перераспределения и необрабатываемых земельных участков в коллективных сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
нарушается целостность крупных массивов земель сельскохозяйственного назначения, наблюдаются некомпактное землепользование и разбросанность по территории хозяйств земельных участков, предназначенных для первоочередного выхода крестьян с их долями, чересполосица и дальноземелье.
Современное состояние и тенденции развития земельной реформы свидетельствуют о необходимости кардинальных изменений аграрной политики по отношению к методам и способам реализации перспективных направлений совершенствования земельных отношений.
Цель земельных преобразований заключается в повышении эффективности использования земли, создании условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращении ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Задачами земельной реформы являются:
совершенствование нормативно-правовой и методической базы для реализации организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений;
создание реальных условий для реализации конституционных прав субъектов земельных отношений на владение, пользование и распоряжение землей;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории области.
Ключевыми направлениями земельной реформы являются:
укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю;
развитие нормативно-правового механизма реализации закона Саратовской области «О земле» с экономической политикой области и методами ее реализации;
развитие рынка земли;
регулирование землевладения и землепользования на основе экономически и экологически обоснованных проектов землеустройства.
К основным приоритетам развития земельных отношений отнесены:
правовое обеспечение развития земельной реформы;
государственное и рыночное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения;
развитие арендных отношений;
развитие ипотечного кредитования;
совершенствование ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
усиление государственного контроля за использованием и охраной земель;
введение единого земельного налога для сельхозтоваропроизводителей;
совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами.
Реализация основных направлений развития земельной реформы предусматривает следующие мероприятия:
внесение в установленном порядке предложения об изменении федерального законодательства в части разрешения залога земель сельскохозяйственного назначения, государственных и муниципальных земель;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
введение экономического регулирования состояния почвенного плодородия на основе мониторинга сельскохозяйственных земель;
использование космических информационных технологий для мониторинга учета и использования земель и агроэкосистем;
зонирование и оценку сельскохозяйственных угодий;
подготовку частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организацию государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация и т.д.), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов;
создание самостоятельного специализированного информационно-консультационного центра с частичным финансированием его деятельности за счет средств федерального и областного бюджетов;
укрепление материально-технической базы органов по земельным ресурсам и землеустройству с сохранением за ними основных функций государственного управления;