5.6. Информационно-консультационная служба
Важным резервом выхода АПК области из кризиса и стабилизации его экономики является освоение производством научных разработок, передового опыта, знаний различного характера (управленческих, финансовых, технологических и др.), практически применяемых в деятельности предприятий, но еще не ставших всеобщим достоянием.
Однако в последние годы вопросы научно-технического прогресса в сельском хозяйстве отошли на второй план, а общая инновационная активность снизилась на всех уровнях управления и, что самое главное, непосредственно в производстве. Ошибочность такого положения подтверждает передовой отечественный и зарубежный опыт: наоборот, при дефиците ресурсов соблюдение тонкостей технологий, особенно в направлении ресурсосбережения, глубокие знания особенностей функционирования рыночной экономики и других вопросов крайне важны.
Одной из существенных проблем, особенно обострившихся в условиях реорганизации предприятий АПК, является низкий профессиональный уровень руководителей и специалистов, их неподготовленность к управлению хозяйством, включающему в себя комплекс правовых, экономических и технологических вопросов.
Научные и учебные заведения накопили значительный потенциал разработок, часть из которых относится к мировым достижениям в различных областях знаний. Путем их рекламы через печать, радио, телевидение, на выставках и презентациях они самостоятельно или через посредников взаимодействуют с товаропроизводителями, и часть разработок осваивается, принося зачастую высокий эффект. Однако стройной системы пока не создано. Рынок же автоматически не решает все проблемы, особенно проблемы внедрения новых технологий. Анализ зарубежного опыта показывает, что вопрос внедрения там стоит так же остро, как и в России. На Западе уже в начале XX века работали поддерживаемые государством службы (Extension), целью деятельности которых являлось продвижение в сельские районы новых производственных технологий.
Именно им эти государства в значительной степени обязаны эффективным сельским хозяйством, решением проблем продовольственной безопасности и, в конечном счете, высоким уровнем экономического развития.
Острая необходимость создания информационно-консультационной службы в области обусловливается еще и тем, что сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства и даже сельскохозяйственные органы управления испытывают сейчас настоящий информационный «голод». Практически отсутствуют какие-либо источники научно-технической информации, что связано, с одной стороны, со сложным финансовым положением предприятий и дороговизной периодических изданий, с другой стороны, со снижением интереса, невосприимчивостью к инновациям значительной части руководителей и специалистов.
Концепция развития информационно-консультационной службы (ИКС) основана на глубоком анализе мировой практики с учетом специфики современной социально-экономической ситуации и специфических местных условий. На начальном этапе в области предполагается создать двухуровневую модель ИКС. На первом, верхнем уровне сосредоточены подразделения, ответственные за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития деятельности всей системы. К этой работе предполагается привлечь самых авторитетных ученых и специалистов из всех организаций, работающих в соответствующих сферах. На втором уровне находятся межрайонные центры, реализующие программы образовательного, информационного и консультационного содействия как на своей территории, так и непосредственно в хозяйствах, посещаемых специально оснащенными мобильными группами.
В качестве основополагающих направлений деятельности ИКС выделяются следующие:
- распространение информации о всех нововведениях (в законодательстве, в организационно-экономических вопросах, в технике и технологиях), о всех новых сортах сельскохозяйственных культур и породах животных, адаптации их к местным условиям;
- экспериментальная проверка новых технологий, сортов, новых удобрений и пестицидов, отработка организационно-экономических нововведений в базовых хозяйствах;
- проведение краткосрочных семинаров, выставок и других мероприятий, обеспечение обмена опытом;
- планирование инвестиций (бизнес-планирование), финансовый менеджмент, планирование маркетинга, разработка инженерно-технических проектов;
- бухгалтерский учет, аудиторские услуги;
- комплексная оценка эффективности работы предприятий с правовой, экономической и технологической точек зрения и разработка мероприятий по стабилизации и повышению эффективности производства;
- оказание помощи в получении квот, материальных и технических поддержек, компенсаций и местных льгот;
- изучение опыта передовых сельскохозяйственных предприятий, распространение которого поможет другим хозяйствам применять новые управленческие и производственные технологии, не уходить с рыночного поля, а учиться побеждать.
Информационно-консультационная служба только тогда станет мощным фактором развития АПК области, когда будет принимать самое активное участие в реализации целевых программ комплексного развития сельского хозяйства.
Очевидно, что создание системы ИКС требует значительных материальных затрат. В подавляющем большинстве стран мира эти затраты покрываются из центральных и местных бюджетов, а служба «extension service» является общедоступной. С учетом современной экономической реальности в Саратовской области единственно возможной представляется смешанная форма финансирования, сочетающая поддержку федерального и местного бюджетов, ресурсы Ассоциации «Аграрное образование и наука» и учебно-базовых хозяйств, иностранные инвестиции, гранты российских и международных фондов и программ. Часть консультационно-информационных услуг должна оказываться на коммерческих условиях, причем со временем ее объем будет возрастать.
Наряду с решением проблем финансирования необходимым условием успешного технологического перевооружения отрасли является профессиональная подготовка кадров как для самой ИКС, так и для АПК в целом и, прежде всего, для корпуса руководителей сельскохозяйственных предприятий.