5.7. Формирование оптовых потребительских рынков
Основные задачи и функции по развитию потребительских рынков области заключаются в следующем:
- формирование правовой базы, которая способствует законодательному закреплению и практической реализации принципа гарантированного обеспечения продовольственной безопасности области и защите прав потребителей;
- формирование областного продовольственного фонда;
- формирование оптовых продовольственных рынков, ярмарок в районах области;
- обеспечение приоритета продукции отечественных, в т.ч. местных, товаропроизводителей, замещение импортных и ввозимых на территорию области товаров продукцией местного производства;
- развитие информационной структуры потребительских рынков;
- разработка баланса производства и потребности продовольственных и промышленных товаров;
- содействие техническому перевооружению отраслей потребительских рынков, обеспечивающих производство продукции с потребительскими свойствами, соответствующими рыночному спросу, способной конкурировать с импортными аналогами.
Формирование системы оптовых продовольственных рынков в области предусматривает три этапа.
На первом этапе создаются многопрофильные универсальные оптовые продовольственные рынки областного значения, ориентированные на потребителей области. В соответствии с этим уже созданы два оптовых рынка, обеспечивающие потребителей Левобережья и Правобережья Саратовской области, - оптовый продовольственный рынок «Саратов-97» (г. Саратов) и оптовый рынок «Пробуждение» (г. Энгельс).
Следующий этап - это создание межрайонных оптовых продовольственных рынков, обеспечивающих торговую сеть местного значения. Существование межрайонных рынков поможет сформировать самостоятельную систему оптовых продовольственных рынков, достаточно полно обеспечивающих область продовольствием: Балашовский и Аткарский оптовые продовольственные рынки - правобережные районы, а Балаковский и Ершовский - районы Левобережья. Такие рынки целесообразно создавать на базе действующих предприятий областного союза потребительских обществ.
Другим блоком системы оптовых продовольственных рынков является рынок сельскохозяйственного сырья. Местоположение этих рынков будет тяготеть к зонам товарного производства. Соответственно тип этих рынков будет более специализированным, а по номенклатуре товарооборота - более узким. Этот блок для области должен включать специализированные оптовые рынки сырья (рынки зерна и продуктов его переработки, картофеля и овощей, мяса, молочных продуктов).
Учитывая специфику региона, где почти каждая семья имеет дачный участок, следует создать специализированные рынки для продажи семян и саженцев, а также цветов.
Третьим шагом является создание межрегионального оптового продовольственного рынка. Создание такого рынка в области предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 г. № 593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1996-2005 годы». Рынок будет обеспечивать обмен продовольствием между районами, городами, областями, краями Российской Федерации.
Основной действующей структурой розничного продовольственного рынка на селе является система потребительской кооперации, которая характеризуется в последние годы устойчивым динамичным развитием.
По состоянию на 1.01.2000 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось 1941 розничное торговое предприятие (в том числе 1769 магазинов), 166 предприятий общепита, 82 хлебопекарни, 28 колбасных цехов и др. Розничный товарооборот предприятий потребительской кооперации, основу которого составляют товары первой необходимости, за 1996-1999 гг. увеличился в 1,6 раза, оптовый товарооборот - в 4,2 раза, объем платных услуг - в 4,5 раза, заготоборот - в 2,9 раза.
Положительная тенденция развития системы потребительской кооперации в последние годы позволяет сделать оптимистичный прогноз на ближайшую перспективу. Так, к 2005 г. розничный товарооборот и оказание платных услуг предполагается увеличить соответственно в 1,3 и 1,6 раза.
С учетом наметившихся тенденций развития торговли возникла необходимость достижения следующих целей:
- совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей процессы в сфере торговли определенными группами товаров;
- внедрения прогрессивных технологий торгового обслуживания;
- повышения эффективности контролирующей деятельности за счет совершенствования форм взаимодействия с органами контроля и надзора на потребительском рынке;
- содействия внедрению региональных систем идентификации качества различных видов товаров;
- дальнейшего развития внешнеторговой деятельности;
- создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
В ближайшей перспективе следует чаще проводить ярмарки, представляющие собой форму организации оптовой торговли, основной целью которых является расширение потребительского рынка, способствующее установлению хозяйственных связей между его субъектами, а также регионами.
Основой государственного регулирования в сфере продовольственного рынка должны стать следующие принципы:
- переход от административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
- обеспечение равенства организационно-экономических условий деятельности субъектов торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Исходя из сложившейся ситуации необходимо разработать следующие документы:
а) Программу развития потребительского рынка области;
б) Концепцию и программу развития торговли и общественного питания области;
в) Программу развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, подведомственных органам управления торговли области;
г) Концепцию развития сферы бытовых услуг в области;
д) Концепцию развития информационной инфраструктуры потребительского рынка области.