Основными направлениями воспитательной деятельности образовательных учреждений области в современных условиях являются:
развитие творческих возможностей и способностей учащихся;
формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма;
развитие демократической культуры;
профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде;
формирование потребности к здоровому образу жизни;
эстетизация и экологизация среды жизнедеятельности ребенка;
объединение усилий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей через создание родительских комитетов, попечительских советов и других общественных формирований на муниципальном и областном уровнях.
Существует ряд проблем, замедляющих обновление воспитательного процесса. Среди них:
крайне медленный переход в педагогическом сознании и педагогической деятельности с авторитарных позиций на гуманистические;
расхождение между декларируемыми педагогами идеологическими принципами воспитания и реальным положением дел в образовательном учреждении;
отсутствие преемственности в воспитании между возрастными группами;
невыполнение семьей предназначенных ей воспитательных функций;
отсутствие действенного детского и молодежного движения;
отсутствие целенаправленной кадровой политики в вопросах подготовки педагогов-воспитателей: классных руководителей, мастеров производственного обучения, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня.
Основные направления обновления воспитательной деятельности
Воспитание патриотизма и гражданственности
Осознание воспитанниками как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому, настоящему и будущему;
сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
развитие правового обучения и воспитания молодежи, усвоение и использование учащимися своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей;
формирование экологического мировоззрения, базирующегося на принципиально иной системе жизненных ценностей, экологической этики, экологической грамотности, экологической культуры.
Трудовое обучение и воспитание
Разработка и реализация областной концепции непрерывного трудового обучения и воспитания;
принятие нормативных актов, стимулирующих работодателей на инвестирование средств в сферу образования, привлечение молодых специалистов для работы на предприятиях, обеспечение учебных заведений местами для производственной практики;
участие учреждений профессионального образования в областных заказах на изготовление промышленной продукции;
разработка и принятие межведомственной программы кадрового обеспечения предприятий области молодыми специалистами всех уровней;
принятие областной программы «Индустрия образования»;
организация методического обеспечения учреждений общего и профессионального образования;
развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, мастеров производственного обучения, осуществляющих трудовое обучение и воспитание.