Структура областной системы образования призвана обеспечить реализацию конституционных прав граждан на образование, гармоничное развитие личности и ее творческих способностей, сохранение и развитие единого образовательного пространства.
Системные структурные изменения предполагают развитие инфраструктуры образования, дальнейшую интеграцию образовательных учреждений, что должно обеспечить адекватность областного образовательного пространства демографическим и социальным изменениям.
Дошкольное образование
Развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования с учетом потребностей населения;
расширение сети коррекционных учреждений для детей с различными нарушениями здоровья;
поддержка и развитие инновационных учреждений, расширение практики создания в сельской местности комплексов «школа - детский сад»;
введение гибких программ дошкольного образования.
Общее образование
Структурная перестройка системы общего образования с учетом демографической ситуации в предстоящие 5-10 лет на основе многообразия типов и видов общеобразовательных учреждений, вариативности образовательных программ;
поэтапный переход на 12-летнее образование;
поддержка и развитие малокомплектных общеобразовательных учреждений в сельской местности, оптимизация их сети;
реализация структурных изменений в системе общего образования, направленных на расширение возможностей для обучения одаренных детей;
развитие структуры учебных заведений, обеспечивающих образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
содействие развитию национальных школ;
расширение сети областных экспериментальных площадок на базе инновационных образовательных учреждений;
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Начальное профессиональное образование
Развитие структуры начального профессионального образования, обеспечивающей широкий спектр профессионально-образовательных услуг для различных групп населения. Увеличение профилей обучения по профессиям, востребованным на рынке труда;
разработка программ взаимодействия районных и городских служб занятости, предприятий промышленного, агропромышленного комплексов, сферы обслуживания и учреждений начального профессионального образования по подготовке и переподготовке населения по рабочим профессиям;
создание на базе профессиональных училищ центров непрерывного профессионального образования, реализующих учебные программы разного профессионального уровня;
повышение статуса учреждений начального профессионального образования, увеличение количества профессиональных лицеев.
Среднее и высшее профессиональное образование
Развитие научно-образовательных комплексов, включающих вузы, системы периферийных филиалов, колледжей и училищ с целью усиления концентрации ресурсов и осуществления непрерывного профессионального образования;
развитие научных и научно-технических центров, объединяющих вузы, научные учреждения академического и отраслевого профилей, предприятия и организации, для выполнения работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологии;
развитие участия учебных заведений и организаций в международной деятельности в сфере профессионального образования на принципах экономической целесообразности. Использование потенциала высшей школы для обучения иностранных студентов на коммерческой основе.