Главная задача образования состоит в обучении функциональной, научной и технологической грамоте всех молодых людей, получающих образование. В связи с этим возникает потребность в формировании ключевых компетенций, которым общество придает особое значение и которыми образовательное учреждение должно вооружить молодежь:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся жизни в многонациональном и поликультурном обществе, такие, как уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устной и письменной речью, важной в работе и общественной жизни, владение иностранными языками.
4. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их преимуществ и недостатков.
В русле формирования данных ключевых компетенций должен развиваться процесс обновления содержания образования.
Новое содержание образования призвано обеспечивать:
формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Основой, на базе которой должен развиваться процесс обновления содержания образования, являются государственные образовательные стандарты.
Основные принципы обновления содержания образования:
личностная ориентация содержания образования;
фундаментальность образования;
гуманизация и гуманитаризация образования;
обеспечение практической ориентации образования;
оптимизация объема учебной нагрузки;
профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора обучающимися уровня и направленности изучения образовательных программ;
развитие региональной составляющей содержания образования, имеющей соответствующее научно-методическое обеспечение.
Основные направления обновления содержания образования
Дошкольное образование
Развитие вариативности дошкольного образования, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания;
создание условий для физического, интеллектуального, социально-нравственного и эстетического развития; обеспечение эмоционального благополучия;
поиск рациональных путей реабилитации детей-инвалидов через развитие воспитательно-образовательного процесса в специализированных дошкольных образовательных учреждениях;
обновление подходов к осуществлению преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Начальное образование
Обеспечение преемственности дошкольного, начального и основного общего образования;
обновление содержания ныне функционирующей системы начального образования путем параллельного введения новых курсов, программ и учебников;