Действующий

Об областной программе «Развитие образования на 2001 - 2005 годы» (с изменениями на 23 ноября 2005 года)

3.2. Обновление содержания образования

Главная задача образования состоит в обучении функциональной, научной и технологической грамоте всех молодых людей, получающих образование. В связи с этим возникает потребность в формировании ключевых компетенций, которым общество придает особое значение и которыми образовательное учреждение должно вооружить молодежь:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многонациональном и поликультурном обществе, такие, как уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устной и письменной речью, важной в работе и общественной жизни, владение иностранными языками.

4. Компетенции, связанные с возникновением информационного  общества. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их преимуществ и недостатков.

В русле формирования данных ключевых компетенций должен развиваться процесс обновления содержания образования.

Новое содержание образования призвано обеспечивать:

формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Основой, на базе которой должен развиваться процесс обновления содержания образования, являются государственные образовательные стандарты.

Основные принципы обновления содержания образования:

личностная ориентация содержания образования;

фундаментальность образования;

гуманизация и гуманитаризация образования;

обеспечение практической ориентации образования;

оптимизация объема учебной нагрузки;

профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора обучающимися уровня и направленности изучения образовательных программ;

развитие региональной составляющей содержания образования, имеющей соответствующее научно-методическое обеспечение.

Основные направления обновления содержания образования

Дошкольное образование

Развитие вариативности дошкольного образования, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания;

создание условий для физического, интеллектуального, социально-нравственного и эстетического развития; обеспечение эмоционального благополучия;

поиск рациональных путей реабилитации детей-инвалидов через развитие воспитательно-образовательного процесса в специализированных дошкольных образовательных учреждениях;

обновление подходов к осуществлению преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования.


Начальное образование

Обеспечение преемственности дошкольного, начального и основного общего образования;

обновление содержания ныне функционирующей системы начального образования путем параллельного введения новых курсов, программ и учебников;