Действующий

Об областной программе «Развитие образования на 2001 - 2005 годы» (с изменениями на 23 ноября 2005 года)

1.2. Проблемы образования


Наиболее важными проблемами, затрагивающими все ступени образования, остаются проблемы финансового, материально-технического обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты работников образования.

Несмотря на ежегодное увеличение доли расходов на образование в областном бюджете, финансовые потребности отрасли удовлетворяются менее чем на 70 процентов. В области пока не осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование образования, хотя при формировании расходной части бюджета применяются элементы нормативного финансирования при расчете потребности средств на питание, мягкий инвентарь, содержание опекаемых детей.

Имеются недостатки в финансовой деятельности органов управления и учреждений образования. Слабо контролируется целевое использование образовательными учреждениями бюджетных средств, целесообразность использования внебюджетных источников.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не разрешается проблема рационального питания в общеобразовательных учреждениях.


Недостаточно средств выделяется на развитие материально-технической базы, капитальный ремонт, приобретение оборудования. Темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. В незамедлительном капитальном ремонте нуждается 383 образовательных учреждения, в аварийном состоянии находится 20 зданий.

В связи с этим остается актуальной задача улучшения условий обучения, в первую очередь в учреждениях образования городов Саратова, Балаково, Энгельса. В школах мощностью на 162 тысячи ученических мест обучаются более 180 тысяч детей. Потребность в строительстве по области составляет 122 учреждения.

Из-за отсутствия средств средний срок эксплуатации учебного оборудования составляет 20-25 лет при норме 5-7 лет. Отсутствие мебели, соответствующей росту учащихся, недостаточное освещение рабочих мест, использование электронно-вычислительной техники устаревших моделей не позволяет создать необходимые санитарно-гигиенические условия для организации учебного процесса в значительной части образовательных учреждений.

Существует серьезная проблема в обеспечении жизнедеятельности интернатных учреждений. 10 процентов из них не имеют нормальных санитарных условий, 44 процента требуют капитального ремонта. Имеются трудности в обеспечении детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.

Весьма остро во многих муниципальных образованиях области стоит проблема доступности дошкольного образования. В целом менее 50 процентов детей дошкольного возраста посещают детские сады. В Алгайском, Самойловском, Балаковском районах этот показатель не превышает 30 процентов. Такое положение снижает подготовленность детей к начальной школе.     

Актуальна проблема качества общего образования. Уровень обученности значительной части выпускников общеобразовательных школ не отвечает современным требованиям, не подтверждается при их поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Не обеспечивается должная преемственность уровней образования: дошкольного и начального, начального и основного общего, общего и профессионального. Требует качественного улучшения содержание образования, в том числе его региональный компонент.

Не устранен разрыв системы обучения и воспитания, недостаточна роль в  воспитании подрастающего поколения детских и юношеских общественных организаций. Содержание образования всех уровней не в полной мере создает духовную опору, формирует гражданственность и подлинные жизненные ценности, ориентирует молодежь на здоровый образ жизни.  Все это ведет к обострению проблемы социальной дезадаптации детей и подростков, росту безнадзорности и преступности в их среде.

Серьезные трудности в сфере общего образования вызывает низкая эффективность управления, прежде всего, на муниципальном уровне. Недостаток теоретической подготовки и практического опыта отрицательно сказывается на квалификации управленцев среднего звена. Отсюда, с одной стороны, неадекватная оценка реальной ситуации в образовательных учреждениях, с другой - невозможность доведения установок и рекомендаций, выдвигаемых на областном уровне, до практических результатов. Наиболее существенными негативными факторами в управлении образованием являются: преобладание оперативного управления над программно-целевым; противоречие между законодательно закрепленными компетенциями органов исполнительной власти в сфере образования, муниципальных органов управления, образовательных учреждений и существующими административными методами управления; недостаточный уровень развития реального государственно-общественного управления образованием.

В настоящее время затруднено получение достоверной информации о всех элементах системы образования области из-за отсутствия единой системы информационного обеспечения, специализированной службы сбора и анализа информации, слабого развития технической базы.

В сфере профессионального образования, особенно начального и среднего, существует проблема несоответствия профессионально-квалификационной структуры обучения и потребностей экономического и социального развития региона. Уже сейчас ощущается значительная нехватка квалифицированных рабочих машиностроительного, транспортного, строительного профилей для начинающей подниматься промышленности области. С другой стороны, по целому ряду специальностей имеется перепроизводство специалистов, не востребованных на рынке труда.

Остра проблема кадрового обеспечения системы образования - значительное увеличение среднего возраста профессорско-преподавательского состава, низкий социальный престиж профессии педагога и ученого. Слабыми сторонами  кадровой политики являются недостаточная разработанность механизма прогнозирования потребности в педагогических кадрах; недостаточное количество школьных психологов, социальных работников и валеологов; отсутствие значительных мер обеспечения жилищных, финансовых и других условий нормального педагогического труда.

По-прежнему низок уровень заработной платы работников образования. В течение ряда лет в бюджете не предусматриваются средства на выплату надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы, расходы на оплату труда в связи с аттестацией педагогических кадров, а также на оплату льгот и гарантий педагогическим работникам, установленных законодательством. Не в полном объеме предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, проживающим в сельской местности.

Таким образом, основные проблемы развития областной системы образования состоят в следующем:

1. Дефицит денежных ресурсов, неотработанность схемы многоканального, в том числе внебюджетного, финансирования. Недостаточное развитие материально-технической базы образования.

2. Отсутствие системного мониторинга состояния образования в области, единой системы информационного обеспечения, специализированной службы сбора и анализа информации.
     
     3. Недостаточная разработанность кадровой политики в сфере образования.
     
     4. Низкий уровень учебно-методической базы преподавания предметов регионального компонента образовательных программ.
     
     5. Преобладание оперативного управления образованием над программно-целевым.
     
     6. Недостаточное участие родителей и общественных организаций в реализации областной политики в сфере образования.