Действующий

О Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года (с изменениями на 4 апреля 2006 года)


Создание оптимальной сети учреждений комплексного социального обслуживания семьи и детей

В рамках Концепции для создания системы комплексного социального обслуживания семьи определены следующие приоритеты:

разработка системы учета, мониторинга и анализа потребности семей в социальных услугах в разрезе целевых групп по районам области;

обеспечение качества и доступности гарантированных и дополнительных государственных услуг, оказываемых семьям, вне зависимости от места проживания;

оптимизация деятельности системы учреждений, оказывающих комплексные социальные услуги семье;

разработка и внедрение новых форм и технологий работы с семьями (в том числе по профилактике семейного неблагополучия);

повышение статуса социального работника.

Для разработки системы мониторинга и анализа потребности семей в социальных услугах в разрезе целевых групп и районов области создается единая информационная база данных на основе персонифицированного учета граждан. Обеспечивается адресный подход к оказанию услуг, сочетание заявительного принципа с инициативой учреждений по выявлению лиц, нуждающихся в гарантированных государственных услугах.

Внедрение персонифицированного учета осуществляется во взаимодействии учреждений социального обслуживания с муниципальными органами социальной защиты и территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.

Задача предоставления качественных гарантированных услуг в государственной системе социальных служб решается в период перехода учреждений социальной сферы на финансирование по результатам.

Для обеспечения качества предоставляемых учреждениями услуг и развития их конкурентоспособности разрабатывается новый региональный нормативно-правовой акт, предусматривающий введение экономически обоснованных тарифов на оказание платных услуг социального обслуживания.

Повышение качества предоставляемых социальных услуг обеспечивается благодаря осуществлению демонополизации социального обслуживания путем реализации государственного и муниципального заказов и внедрению системы оценки качества и эффективности социального обслуживания. Перспективным направлением выполнения государственного и муниципального заказов на оказание социальных услуг определен переход на программно-целевой принцип финансирования.

С целью предоставления качественных услуг гражданам и увеличения их объема внедряется договорная система взаимодействия учреждений социального обслуживания населения с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, научными и образовательными организациями.

Необходимым условием предоставления качественных социальных услуг определяется повышение уровня квалификации и образования работников учреждений социального обслуживания населения, а также прозрачная система оценки качества и эффективности социального обслуживания.

В качестве базовых учреждений, оказывающих социальные услуги семье на территории муниципальных образований, определяются центры социального обслуживания населения (ЦСОН) и центры социальной помощи семье и детям «Семья». Создается областной центр социального обслуживания населения, обеспечивающий совершенствование нормативной и методической базы и разработку конкурсных механизмов социального обслуживания. Продолжается реорганизация отделений помощи семье и детям ЦСОН в центры «Семья» в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2004-2006 годы. До 2006 года планируется реорганизовать 14 отделений помощи семье и детям в центры «Семья». Создание центров позволит оказывать комплексное социальное обслуживание семьям, расширить спектр предоставляемых услуг, увеличить охват обслуживаемых семей, работать не только с семьями, находящимися в социально-опасном положении, но и с благополучными семьями.

Данные учреждения в крупных городах области становятся опорно-методическими центрами по работе с семьей, деятельность которых осуществляется по межрайонному принципу.

С целью осуществления комплексного подхода в оказании социальных услуг семье продолжается внедрение новых форм и методов работы с семьей на базе ЦСОН через создание комплексных центров социального обслуживания населения, базовых отделений организационно-методической работы, развитие проектной культуры (участие во всероссийских, окружных, областных, муниципальных ярмарках, конкурсах социальных и культурных проектов).

С целью перехода от социального обслуживания отдельных категорий граждан к комплексному обслуживанию семьи вносятся необходимые изменения в уставные документы учреждений социального обслуживания населения и областные нормативно-правовые акты.

Комплекс социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в социально опасное положение, осуществляется посредством деятельности социально-реабилитационных центров (СРЦ) и приютов по зональному принципу.

С целью профилактики семейного неблагополучия планируется создание кризисных центров, социальных гостиниц для лиц, пострадавших от домашнего насилия, временного убежища для лиц, оказавшихся в экстремальных жизненных обстоятельствах, по межрайонному принципу.

Внедряются новые формы и технологии по работе с семьей, в том числе осуществляется патронаж семьи группой специалистов, развиваются услуги семейного консультирования, семейной терапии. Апробируется социальное обслуживание семьи на основе двустороннего договора с клиентом. Разрабатываются индивидуальные социально-реабилитационные программы. Развивается консультирование по «телефону доверия». Продолжается работа по развитию семейно-воспитательных групп. Организуются отделения дневного пребывания на базе учреждений системы социального обслуживания для детей из семей, попавших в социально опасное положение.

Для обеспечения равного доступа к получению социальных услуг семьям, проживающим в городской и сельской местности, практикуются комплексные выезды специалистов в сельские населенные пункты с целью проведения подворных обходов и консультирования граждан, бригад по оказанию социальной помощи населению из числа штатных сотрудников ЦСОН (ремонт бытовой техники, ремонт жилья и надворных построек).

Создаются общественные формирования при окружных администрациях («мини-центры» или «социальные пункты»), в состав которых входят: представитель органов местного самоуправления, специалисты отраслей социальной сферы, включая представителей общественных организаций. Данные формирования организуют работу по оказанию социальных услуг семьям и одиноким гражданам, проживающим в отдаленных от окружных центров сельских населенных пунктах.

В целях повышения статуса социального работника реализуются меры:

по повышению заработной платы и материальному стимулированию работников;

повышению профессиональной активности сотрудников системы социального обслуживания посредством системы поощрений, аттестаций, других стимулов к профессиональному росту;

предоставлению возможностей повышения квалификации;

расширению перечня полномочий социального работника по отношению к семье и закреплению функций государственного надзора за семьями, не обеспечивающими нормальных условий для воспитания и развития детей.