При общей численности жителей 954,8 тыс. чел., экономически активное население составляет 468,6 тыс. чел. Среди 410,0 тыс. занятых в экономике региона 43% задействовано в госсекторе, в частном секторе - 26%, в смешанных формах собственности - 20%, в фермерстве - 2%, на предприятиях и организациях с иностранным участием - 3%, заняты индивидуальным трудом - 6%.
Перераспределение рабочей силы идет за счет сокращения персонала в производственной сфере, где сейчас работает 64% занятых. Однако процесс выбытия компенсировался только на 68% (в среднегодовом исчислении разница составляет более 7,0 тыс. чел.). Среднемесячное число вакансий 1,7-2,1 тыс. (в т.ч. новые 0,08 - 0,1 тыс.).
Экономика Калининградской области переживает вялотекущую стагнацию. Планы по выходу из этого состояния были разрушены финансовым кризисом. Показателен пример г. Калининграда, где работают 63% от общего числа занятых. Более 68% предприятий и организаций областного центра были связаны с зарубежными партнерами. Их экономическая активность до конца 1999 года не оправилась от кризиса 17 августа 1998 года.
Финансовый кризис и введенные квоты на ввоз импортного продовольствия несколько оживили активность местных товаропроизводителей. Доля их продукции в общем объеме потребления повысилась до 43%, но с учетом падения покупательской способности население после 17 августа, это не оказало влияния на рынок труда.
После принятия в 1996 году новой редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" уровень регистрируемой безработицы до июня 1998 года стабильно снижался, составив на 1 сентября 1999 года - 9,1 тыс. чел., т.е. 2% от экономически активного населения. Контрольные расчеты с применением методик Международной организации труда показывают, что реальный уровень безработицы в регионе превышает 54,0 тыс. чел. (т.е. официальный уровень отражает не более 1/5 существующих объемов).
Ситуация на рынках труда в городах и районах, где уровень безработицы в 3-4 раза превосходил среднеобластные показатели (Гусев - 4,7%, Неман - 7,2%, Гвардейск - 5,0%, Славск - 3,8%) - аналогична и находится под контролем (т.к. максимальный уровень безработицы в 1996 г. превосходил нынешней более чем в 3 раза).
Специфика работы по обеспечению занятости заключается в геополитическом положении Калининградской области. Рынок труда региона изолирован от общероссийского. В связи с этим проводится работа по правовому регулированию использования иностранной рабочей силы и трудоустройству российских граждан за рубежом.
Вторая особенность - компактность территории, развитая транспортная сеть, сосредоточение почти всего экономического потенциала в г. Калининграде и высокая урбанизация (множество небольших населенных пунктов). В этих условиях особое значение приобретает внутриобластное перераспределение трудовых ресурсов и временная занятость.
Третья особенность - наличие крупной группировки войск и флота.
Основной итог деятельности Департамента заключается в том, что процессы, происходящие на рынке труда региона, сохранили свою прогнозируемую форму и не вышли из под контроля даже после резкого обострения экономического кризиса в 1998 году.
Прогноз социально-экономического развития региона, который сделан профильными комитетами администрации области говорит о том, что практически весь 2000 год уйдет на ликвидацию оставшихся негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года. Предполагается, что существовавший уровень производства промышленной продукции, объемы реализации товаров и услуг и реальные доходы населения в 2000 году постепенно восстановятся до уровня 1997 года. Исходя из этих сценарных условий социально-экономического развития региона, того обстоятельства, что демографическая ситуация имеет стабильные прогнозируемые тенденции, а пик сокращений после финансового кризиса 1998 года прошел к началу 1999 года, предполагается, что существенных изменений в состоянии трудовых ресурсов в 2000 году не произойдет. Прогноз рынка труда выглядит следующим образом:
Высвобожденный персонал.
Количество сокращенных, при сохранении существующей экономической ситуации (без учета скрытой безработицы) составит 8,0 тыс. чел. Однако в случае проведения массовых увольнений на предприятиях-банкротах сотрудников, находящихся в вынужденных отпусках и простоях, их численность будет не менее 18,0 тыс. чел.
Первичная безработица молодежи.
Ежегодный совокупный выпуск всех очных учебных заведений и общее количество отчисленных определяется в 13,0 тыс. чел.
Лица, возвращающиеся из мест лишения свободы.
По данным МВД в область вернется 2,0 тыс. бывших заключенных.
Текучесть кадров оценивается в 33,0 тыс. чел.
Миграционный прирост лиц в трудоспособном возрасте составит 6,1 тыс. чел.
Реабилитируемые инвалиды. Их численность не превысит 1,7 тыс. чел.
Сокращенные военнослужащие. Работа потребуется для 1,0 тыс. уволенных офицеров и прапорщиков.
Незанятые граждане, не имеющие статуса безработного.
Расчёты, проведенные по методике МОТ (Международной организации труда), позволяют сделать вывод, что кроме официальных безработных в Калининградской области есть еще 44,5 тыс. незанятых граждан реально заинтересованных в подходящей работе.
Базовая безработица на начало 2000 года не превысит 9,5 тыс. чел.