Общее состояние дел со сбором страховых взносов в условиях продолжающегося экономического кризиса можно охарактеризовать как очень сложное. Основными плательщиками в фонд занятости являются предприятие и организации, связанные с торговлей и внешнеэкономической деятельностью, которым 17 августа 1998 года был нанесен очень серьезный удар (из-за трехмесячной нестабильности курса валюты). Принимая во внимание специфическое геополитическое положение региона, последствия финансового кризиса для предприятий и организаций, расположенных на территории области были особенно тяжелы. Однако, несмотря на это, в результате целого комплекса проведенных мероприятий в 1999 г. уровень сборов удалось поднять до 86,5% от планируемой суммы.
Предполагается, что существующее сложное положение в экономике сохранится и в 2000 году. В этой связи работа, направленная на сбор средств в областной фонд занятости будет развиваться по следующим направлениям:
- на основе взаимодействия с органами местного самоуправления, структурами налоговой инспекции, налоговой полиции и пенсионного фонда продолжится формирование банка данных о плательщиках в фонд занятости;
- будет совершенствоваться работа по контролю за поступлениями обязательных страховых платежей от работодателей путем сбора соответствующей отчетности;
- продолжится работа по выявлению случаев мошенничества со стороны безработных;
- в полном объеме будет реализован комплекс мероприятий по возмещению материального ущерба, нанесенного фонду занятости со стороны как плательщиков, так и самих безработных;
- принимая во внимание неплатежеспособность большого количества предприятий будет развиваться практика взаимозачетов и реструктуризации существующих долгов с фондом занятости. Опыт такого рода сотрудничества уже наработан в предыдущие годы.
Финансовое обеспечение Программы занятости на 2000 г. и расчет средств, необходимых для реализации включенных в нее мероприятий основаны на прогнозе рынка труда региона и исходят из нормативных актов, которые определяют порядок и условия страховых платежей в фонд занятости населения.
В 2000 году предполагается получить в доходную часть бюджета фонда занятости 66,4 млн. руб., 52,5 млн. руб. страховые взносы плательщиков, 6,1 млн. руб. - иные поступления (штрафы, пени, мобилизация просроченной задолженности), 8,2 млн. руб. - путем реструктуризации просроченных платежей (в т.ч. и с 1999 г.).
В целях более эффективного использования поступающих средств они консолидируются в целом по региону, что позволяет Департаменту занятости населения по Калининградской области оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынках труда городов и районов области. Это обусловлено и задолженностью перед безработными, совокупный объем которых на начало 2000 года составил 35,7 млн. руб.
Обеспечение мероприятий Программы занятости населения Калининградской области в 2000 г. только средствами службы занятости потребует затрат в сумме 63,9 млн. руб. (без учета долгов).
Кроме того, дополнительные средства для погашения задолженности по пособиям могут быть получены за счет целевых дотаций из федеральной части фонда занятости (в виде отмены обязательных отчислений в централизованную часть фонда занятости) - 10,4 млн. руб.
В случае ее получения появится возможность направить 12,9 млн. руб. на выплату пособий по безработице за прошлые годы (сократить задолженность более чем на 1/3).
Однако два этих источника финансирования не могут обеспечить выполнение всех необходимых мероприятий на рынке труда региона. В частности, средства, получаемые из них, будут недостаточны при возникновении критических ситуаций в сфере занятости.
В связи с этим назрела острая потребность привлечения к финансированию Программы занятости дополнительных источников, т.е. средств областного бюджета (как это предусмотрено Законом о занятости населения). 31.08.99 г. Департамент федеральной государственной службы занятости населения внес в администрацию области бюджетную заявку на 2000 год. В ней предполагается, наряду с вышеизложенными мероприятиями Программы занятости, целевым назначением из средств областного бюджета профинансировать:
- молодежную практику для выпускников очных учебных заведений (для последующего гарантированного трудоустройства) - 200 тыс. руб.;
- мероприятия по работе с безработными женщинами - 100 тыс. руб.
Департамент занятости готов обеспечить организацию соответствующих мероприятий.
Молодежная практика предполагает оплату труда молодых специалистов, в случае обязательств последующего гарантированного трудоустройства со стороны работодателя. Департамент занятости готов предоставить свою базу данных по безработным и вакансиям для организации этой работы. При таком варианте сотрудничества удастся избежать дополнительных расходов.
Основной контроль за финансированием Программы занятости будет осуществлять Департамент федеральной государственной службы занятости по Калининградской области, курирующий деятельность городских и районных структур службы. По итогам работы будут предоставляться соответствующие отчеты органам законодательной и исполнительной власти области.