Недействующий


ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 июня 2000 года N 211


О Программе занятости населения Калининградской области на 2000 год

____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 мая 2010 года на основании
Закона Калининградской области от 4 мая 2010 года N 451
____________________________________________________________________


(Принят
 областной Думой второго созыва
 27 апреля 2000 года)


Статья 1. Утвердить Программу занятости населения Калининградской области на 2000 год (прилагается).


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Глава администрации (губернатор)

Калининградской области                                                                                  Л. Горбенко


2  июня 2000 года

№ 211

г. Калининград

Приложение
К Закону Калининградской области
"О Программе занятости населения
Калининградской области на 2000 год"

     

ПРОГРАММА

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 ГОД


Калининград


ПАСПОРТ
Программы занятости населения Калининградской области
на 2000 год

Наименование Программы

Программа занятости  населения Калининградской области на 2000 год

Основание
Для разработки
Программы

Положение о федеральной службе занятости РФ от 08.06.93 г. № 5131-1

Государственный
заказчик
Программы

Министерство труда и социального развития РФ, администрация Калининградской области

Основной
разработчик
Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области

Цели и задачи Программы

- реализация государственной политики занятости на территории Калининградской области;
- повышение эффективности структуры занятости и минимизации негативных последствий безработицы для населения региона.

Исходя из указанных целей, усилия федеральных, областных и районных органов власти предлагается сосредоточить на решении следующих задач:
- на основе  мониторинга и научных исследований сделать прогноз рынка труда области;
- с учетом перспективных планов развития региона разработать комплекс мероприятий, которые содействуют занятости населения и обеспечивают социальную защиту граждан от безработицы;
- с учетом особенностей рынка труда области определить приоритетные направления активной политики занятости;
- обеспечить координацию усилий всех органов власти, объединений работодателей и общественных организаций в вопросах занятости;
- создать необходимую финансовую базу для выполнения Программы занятости и обеспечить рациональное использование средств, направляемых на ее реализацию.

Срок и этапы реализации
Программы

Программа занятости населения по Калининградской области рассчитана на 1 год.  Ее проведение предполагается осуществить в два этапа:
  I этап подготовительный - подготовка общей концепции, согласование проекта и утверждение.
Продолжительность этапа 3 месяца.
  II этап реализации - развертывание работы и создание условий для устойчивой   реализации Программы. Продолжительность этапа - в течение 2000 года.

Исполнители
основных  мероприятий

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области, администрация Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований

Планируемые объемы и источники финансирования

Средства областного фонда занятости 66,4 млн. руб. (в т.ч. дотации из федеральной части в виде освобождений от обязательных отчислений 10,4 млн. руб.), 300 тыс. руб. - средства областного бюджета по целевому финансированию

Особенности Программы

- в связи с острым дефицитом средств финансирование планируемых мероприятий будет происходить по мере пополнения доходной части фонда занятости, в последовательности предложенной разработчиками;
- объем существующей задолженности перед безработными составляет годовой бюджет областной службы занятости, поэтому участие областного и местных бюджетов - это ключевой вопрос, требующий принципиального решения

Ожидаемые
результаты

Сохранение контроля над процессами занятости и перераспределения рабочей силы, предотвращение возникновения локальных очагов безработицы, снижение уровня безработицы и социальная защищенность этой группы населения

Организация исполнения и контроль за реализацией

Организация работы происходит при координации всех действий через органы службы занятости. Департамент службы занятости ежемесячно и ежеквартально (в соответствии с требованиями госстатистики) представляет отчёт о своей деятельности и ходе реализации Программы в администрацию Калининградской области и Министерство труда РФ.
Финансовая деятельность контролируется КРУ, счётной палатой и прокуратурой области.

     
СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы

2. Содержание

3. Введение

4. Занятость и рынок труда Калининградской области

Прогноз социально-экономического развития в 2000 г.

5. Основные положения Программы занятости населения на 2000 год

(контрольные цифры)

6. Финансовое обеспечение Программы занятости

8. Ожидаемые результаты выполнения Программы занятости

9. Приложения к Программе занятости

ВВЕДЕНИЕ

Программа занятости населения Калининградской области на 2000 год разработана на основании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Положения о федеральной службе занятости РФ от 08.06.93 г. № 5131-1 совместной рабочей группой, созданной для этой цели Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и администрацией Калининградской области.

Комплекс мероприятий Программы должен обеспечить реализацию государственной политики в сфере занятости населения региона, на основе приоритета активных форм содействия безработным и создании эффективной системы социальной поддержки незанятых граждан. При разработке Программы использован прогноз рынка труда Калининградской области на 2000 год и общая концепция развития региона до 2000 года.

Основная терминология, употребляемая в тексте Программы:

экономически активное население

часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (т.е. лица, занятые в Экономике и безработные граждане)

уровень безработицы

удельный  вес  численности  безработных  в численности экономически активного населения

безработный

гражданин, не имеющий работы (доходного занятия), занимающийся их поиском и готовый приступить к работе  

занятое население

лица, имеющие постоянную работу или доходное занятие

рынок труда

лица, занимающиеся  поиском  работы  или заинтересованные в ее смене

базовая безработица

безработица, существующая на начало прогнозируемого периода

подавленная безработица

лица предпенсионного возраста, которым по представлению службы занятости досрочно назначена пенсия

спецконтингент

лица, освобожденные из мест заключения

застойная безработица

лица, получившие статус безработного более года или повторно

скрытая безработица

лица, находящиеся по инициативе администрации в вынужденных отпусках и простоях

временно незанятое
население

к этой категории относятся домохозяйки, сезонные рабочие и т.д.

     
ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


При общей численности жителей 954,8 тыс. чел., экономически активное население составляет 468,6 тыс. чел. Среди 410,0 тыс. занятых в экономике региона 43% задействовано в госсекторе, в частном секторе - 26%, в смешанных формах собственности - 20%, в фермерстве - 2%, на предприятиях и организациях с иностранным участием - 3%, заняты индивидуальным трудом - 6%.

Перераспределение рабочей силы идет за счет сокращения персонала в производственной сфере, где сейчас работает 64% занятых. Однако процесс выбытия компенсировался только на 68% (в среднегодовом исчислении разница составляет более 7,0 тыс. чел.). Среднемесячное число вакансий 1,7-2,1 тыс. (в т.ч. новые 0,08 - 0,1 тыс.).

Экономика Калининградской области переживает вялотекущую стагнацию. Планы по выходу из этого состояния были разрушены финансовым кризисом. Показателен пример г. Калининграда, где работают 63% от общего числа занятых. Более 68% предприятий и организаций областного центра были связаны с зарубежными партнерами. Их экономическая активность до конца 1999 года не оправилась от кризиса 17 августа 1998 года.

Финансовый кризис и введенные квоты на ввоз импортного продовольствия несколько оживили     активность местных товаропроизводителей. Доля их продукции в общем объеме потребления повысилась до 43%, но с учетом падения покупательской способности население после 17 августа, это не оказало влияния на рынок труда.

После принятия в 1996 году новой редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" уровень регистрируемой безработицы до июня 1998 года стабильно снижался, составив на 1 сентября 1999 года - 9,1 тыс. чел., т.е. 2% от экономически активного населения. Контрольные расчеты с применением методик Международной организации труда показывают, что реальный уровень безработицы в регионе превышает 54,0 тыс. чел. (т.е. официальный уровень отражает не более 1/5 существующих объемов).

Ситуация на рынках труда в городах и районах, где уровень безработицы в 3-4 раза превосходил среднеобластные показатели (Гусев - 4,7%, Неман - 7,2%, Гвардейск - 5,0%, Славск - 3,8%) - аналогична и находится под контролем (т.к. максимальный уровень безработицы в 1996 г. превосходил нынешней более чем в 3 раза).

Специфика работы по обеспечению занятости заключается в геополитическом положении Калининградской области. Рынок труда региона изолирован от общероссийского. В связи с этим проводится работа по правовому регулированию использования иностранной рабочей силы и трудоустройству российских граждан за рубежом.

Вторая особенность - компактность территории, развитая транспортная сеть, сосредоточение почти всего экономического потенциала в г. Калининграде и высокая урбанизация (множество небольших населенных пунктов). В этих условиях особое значение приобретает внутриобластное перераспределение трудовых ресурсов и временная занятость.

Третья особенность - наличие крупной группировки войск и флота.

Основной итог деятельности Департамента заключается в том, что процессы, происходящие на рынке труда региона, сохранили свою прогнозируемую форму и не вышли из под контроля даже после резкого обострения экономического кризиса в 1998 году.

Прогноз социально-экономического развития региона, который сделан профильными комитетами администрации области говорит о том, что практически весь 2000 год уйдет на ликвидацию оставшихся негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года. Предполагается, что существовавший уровень производства промышленной продукции, объемы реализации товаров и услуг и реальные доходы населения в 2000 году постепенно восстановятся до уровня 1997 года. Исходя из этих сценарных условий социально-экономического развития региона, того обстоятельства, что демографическая ситуация имеет стабильные прогнозируемые тенденции, а пик сокращений после финансового кризиса 1998 года прошел к началу 1999 года, предполагается, что существенных изменений в состоянии трудовых ресурсов в 2000 году не произойдет. Прогноз рынка труда выглядит следующим образом:

Высвобожденный персонал.

Количество сокращенных, при сохранении существующей экономической ситуации (без учета скрытой безработицы) составит 8,0 тыс. чел. Однако в случае проведения массовых увольнений на предприятиях-банкротах сотрудников, находящихся в вынужденных отпусках и простоях, их численность будет не менее 18,0 тыс. чел.

Первичная безработица молодежи.

Ежегодный совокупный выпуск всех очных учебных заведений и общее количество отчисленных определяется в 13,0 тыс. чел.

Лица, возвращающиеся из мест лишения свободы.

По данным МВД в область вернется 2,0 тыс. бывших заключенных.

Текучесть кадров оценивается в 33,0 тыс. чел.


Миграционный прирост лиц в трудоспособном возрасте составит 6,1 тыс. чел.


Реабилитируемые инвалиды. Их численность не превысит 1,7 тыс. чел.


Сокращенные военнослужащие. Работа потребуется для 1,0 тыс. уволенных офицеров и прапорщиков.


Незанятые граждане, не имеющие статуса безработного.

Расчёты, проведенные по методике МОТ (Международной организации труда), позволяют сделать вывод, что кроме официальных безработных в Калининградской области есть еще 44,5 тыс. незанятых граждан реально заинтересованных в подходящей работе.

Базовая безработица на начало 2000 года не превысит 9,5 тыс. чел.

В итоге регистрируемый рынок труда Калининградской области (в зависимости от масштабов сокращений) составит в 2000 г. 120,7 - 130,7 тыс. чел. (см. приложение № 1).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ НА 2000 ГОД
(контрольные цифры)

Одной из основных особенностей реализации разработанной Программы занятости является острый дефицит средств в областном фонде занятости. В результате этого у Департамента занятости населения по Калининградской области и его структурных подразделений в городах и районах области резко сокращаются возможности для полномасштабного содействия занятости населения.

Дефицит фонда на начало 2000 года определяется в 38,0 млн. рублей, что сравнимо с годовым бюджетом Департамента. Причем 35,7 млн. руб. - это задолженность по пособиям перед безработными, долги перед которыми не погашены с 1996 года. Исходя из существующих реалий и отсутствия финансовой помощи со стороны областного и муниципальных бюджетов (которые также являются дефицитными), Департамент занятости предполагает осуществить планирование и финансирование разработанных мероприятий программы, исходя из контрольных цифр, согласованных с Министерством труда и занятости.

Такой подход позволит максимально эффективно использовать средства, поступающие в областной фонд занятости на наиболее значимых направлениях по содействию занятости населения, в частности:

№№ пп

Наименование действий программ

Основные цели и задачи

Основные показатели предусмот-рено по программе (человек)

1

2

3

4

Целевое поощрение трудоустройства и реабилитации граждан,
особо нуждающихся в социальной защите

1.

Организация занятости безработных граждан

Целевая поддержка безработных граждан, направленная на гарантированное трудоустройство путем предоставления на конкурсной основе финансовой помощи работодателям, создающим дополнительные рабочие места


-

2.

Организация занятости длительно безработных граждан: "Клуб ищущих работу", "Новый старт"

Приобретение безработными гражданами навыков активного поиска работы, предоставление им практической возможности реализовать полученные навыки. Создание условий для гарантированного трудоустройства.

185

3.

Частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов

Стимулирование создания дополнительных рабочих мест для инвалидов

-

4.

Субсидирование местным бюджетом длительно безработных граждан

Создание условий для организации трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды; женщины, выходящие на работу после декретного отпуска; молодежь и т.п.)

-

Содействие занятости выпускников образовательных учреждений

5.

Программа "Молодежная практика"

Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников общеобразовательных учреждений

-

Содействие временному трудоустройству граждан

6.

Программа временной занятости и общественных работ

Смягчение напряженности на рынке труда. Оказание материальной поддержки гражданам (в первую очередь безработным), сохранение мотивации к труду длительно безработных граждан, содействие приобретению трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность

3254


в том числе:




организация общественных работ

материальная поддержка граждан, участвующих в общественных работах в период активного поиска постоянной работы

754


содействие временной занятости

поддержка дохода безработных граждан

-


программа содействия временному трудоустройству несовершеннолетних граждан

трудовая адаптация и социальная поддержка несовершеннолетних граждан

2500

Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы

7.

Программа поддержки развития предпринимательства и самостоятельной занятости

Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого и среднего бизнеса и самостоятельной занятости безработных граждан

560


в том числе:
 обучение безработных и незанятого населения основам предпринимательской деятельности

профессиональное консультирование и обучение безработных граждан профессиям, позволяющим организовать собственное дело и заняться индивидуальной трудовой деятельностью

560

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения

8.

Программа развития человеческих ресурсов

развитие трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы средствами профессионального обучения

4563


в том числе:
целевые программы профессионального обучения безработных из числа лиц остро нуждающихся в социальной защите, из них:

обеспечение гарантированной возможности в получении новой профессии и трудовых навыков для социально ослабленных групп населения, с учетом их особенностей и ограниченных возможностей. Создание максимально благоприятных условий для вовлечения их в трудовую деятельность

2000


граждан, впервые вступающих на рынок труда или не имеющих профессий и специальностей

повышение конкурентоспособности для дальнейшего гарантированного трудоустройства и сокращения объемов неквалифицированной рабочей силы негативно влияющей на состояние рынка труда

1121


выпускников общеобразовательных учреждений

смягчение ситуации с первичной безработицей молодежи и перспективное формирование рабочей силы, пользующейся гарантированным устойчивым спросом

167


инвалидов, имеющих показания к труду

в целях реализации политики государства по повышению социальной защищенности этой категории граждан и обеспечения возможностей для их вовлечения в хозяйственную жизнь общества

85


женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов

создание равных стартовых условий на рынке труда в целях соблюдения социальной справедливости и реализации мероприятии по особой опеке социально ослабленных групп населения

1622


граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в том числе по направлению службы занятости

для реализации мероприятий государства, направленных на минимизацию негативных последствий сокращения Вооруженных Сил

546


беженцев и вынужденных
переселенцев

содействие в адаптации на местном рынке труда

49

Профессиональная ориентация

9.

Программа профессиональной ориентации безработных и незанятого населения

Оказание содействия гражданам в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятости в соответствии с их личными интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда

19600

Поддержка доходов безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения

10.

Выплаты пособий по безработице

поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы

14000

11.

Оказание материальной и иной помощи

поддержка доходов малоимущих безработных граждан и лиц, находящихся на их содержании

41

12.

Организация отдыха детей безработных граждан

социальная защита детей, поддержка доходов малоимущих безработных граждан

-

13.

Оплата временной нетрудоспособности безработных

поддержка доходов безработных граждан в период временной нетрудоспособности

1381

14.

Досрочные пенсии

предоставление возможности досрочного выхода на пенсию отдельным категориям безработных граждан при невозможности их трудоустройства

773

Развитие службы занятости

15.

Создание стандартной модели услуг по трудоустройству в центрах занятости населения и содержание службы занятости,
в том числе:
- з/плата сотрудников
- программы информационного обеспечения

повышение качества услуг, предоставляемых центрами занятости населения, расширение перечня активных и пассивных мероприятий, предназначенных для безработных и работодателей, в том числе апробирование новых программ и услуг, обучение персонала службы занятости, стандартизация оснащенности центра занятости


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»