____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 мая 2010 года на основании
Закона Калининградской области от 4 мая 2010 года N 451
____________________________________________________________________
(Принят
областной Думой второго созыва
27 апреля 2000 года)
Статья 1. Утвердить Программу занятости населения Калининградской области на 2000 год (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области Л. Горбенко
2 июня 2000 года
№ 211
г. Калининград
ПРОГРАММА
Наименование Программы | Программа занятости населения Калининградской области на 2000 год |
Основание | Положение о федеральной службе занятости РФ от 08.06.93 г. № 5131-1 |
Государственный | Министерство труда и социального развития РФ, администрация Калининградской области |
Основной | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области |
Цели и задачи Программы | - реализация государственной политики занятости на территории Калининградской области; |
Срок и этапы реализации | Программа занятости населения по Калининградской области рассчитана на 1 год. Ее проведение предполагается осуществить в два этапа: |
Исполнители | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области, администрация Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
Планируемые объемы и источники финансирования | Средства областного фонда занятости 66,4 млн. руб. (в т.ч. дотации из федеральной части в виде освобождений от обязательных отчислений 10,4 млн. руб.), 300 тыс. руб. - средства областного бюджета по целевому финансированию |
Особенности Программы | - в связи с острым дефицитом средств финансирование планируемых мероприятий будет происходить по мере пополнения доходной части фонда занятости, в последовательности предложенной разработчиками; |
Ожидаемые | Сохранение контроля над процессами занятости и перераспределения рабочей силы, предотвращение возникновения локальных очагов безработицы, снижение уровня безработицы и социальная защищенность этой группы населения |
Организация исполнения и контроль за реализацией | Организация работы происходит при координации всех действий через органы службы занятости. Департамент службы занятости ежемесячно и ежеквартально (в соответствии с требованиями госстатистики) представляет отчёт о своей деятельности и ходе реализации Программы в администрацию Калининградской области и Министерство труда РФ. |
1. Паспорт программы
2. Содержание
3. Введение
4. Занятость и рынок труда Калининградской области
Прогноз социально-экономического развития в 2000 г.
5. Основные положения Программы занятости населения на 2000 год
(контрольные цифры)
6. Финансовое обеспечение Программы занятости
8. Ожидаемые результаты выполнения Программы занятости
9. Приложения к Программе занятости
ВВЕДЕНИЕ
Программа занятости населения Калининградской области на 2000 год разработана на основании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Положения о федеральной службе занятости РФ от 08.06.93 г. № 5131-1 совместной рабочей группой, созданной для этой цели Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и администрацией Калининградской области.
Комплекс мероприятий Программы должен обеспечить реализацию государственной политики в сфере занятости населения региона, на основе приоритета активных форм содействия безработным и создании эффективной системы социальной поддержки незанятых граждан. При разработке Программы использован прогноз рынка труда Калининградской области на 2000 год и общая концепция развития региона до 2000 года.
Основная терминология, употребляемая в тексте Программы:
экономически активное население | часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (т.е. лица, занятые в Экономике и безработные граждане) |
уровень безработицы | удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения |
безработный | гражданин, не имеющий работы (доходного занятия), занимающийся их поиском и готовый приступить к работе |
занятое население | лица, имеющие постоянную работу или доходное занятие |
рынок труда | лица, занимающиеся поиском работы или заинтересованные в ее смене |
базовая безработица | безработица, существующая на начало прогнозируемого периода |
подавленная безработица | лица предпенсионного возраста, которым по представлению службы занятости досрочно назначена пенсия |
спецконтингент | лица, освобожденные из мест заключения |
застойная безработица | лица, получившие статус безработного более года или повторно |
скрытая безработица | лица, находящиеся по инициативе администрации в вынужденных отпусках и простоях |
временно незанятое | к этой категории относятся домохозяйки, сезонные рабочие и т.д. |
ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА
При общей численности жителей 954,8 тыс. чел., экономически активное население составляет 468,6 тыс. чел. Среди 410,0 тыс. занятых в экономике региона 43% задействовано в госсекторе, в частном секторе - 26%, в смешанных формах собственности - 20%, в фермерстве - 2%, на предприятиях и организациях с иностранным участием - 3%, заняты индивидуальным трудом - 6%.
Перераспределение рабочей силы идет за счет сокращения персонала в производственной сфере, где сейчас работает 64% занятых. Однако процесс выбытия компенсировался только на 68% (в среднегодовом исчислении разница составляет более 7,0 тыс. чел.). Среднемесячное число вакансий 1,7-2,1 тыс. (в т.ч. новые 0,08 - 0,1 тыс.).
Экономика Калининградской области переживает вялотекущую стагнацию. Планы по выходу из этого состояния были разрушены финансовым кризисом. Показателен пример г. Калининграда, где работают 63% от общего числа занятых. Более 68% предприятий и организаций областного центра были связаны с зарубежными партнерами. Их экономическая активность до конца 1999 года не оправилась от кризиса 17 августа 1998 года.
Финансовый кризис и введенные квоты на ввоз импортного продовольствия несколько оживили активность местных товаропроизводителей. Доля их продукции в общем объеме потребления повысилась до 43%, но с учетом падения покупательской способности население после 17 августа, это не оказало влияния на рынок труда.
После принятия в 1996 году новой редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" уровень регистрируемой безработицы до июня 1998 года стабильно снижался, составив на 1 сентября 1999 года - 9,1 тыс. чел., т.е. 2% от экономически активного населения. Контрольные расчеты с применением методик Международной организации труда показывают, что реальный уровень безработицы в регионе превышает 54,0 тыс. чел. (т.е. официальный уровень отражает не более 1/5 существующих объемов).
Ситуация на рынках труда в городах и районах, где уровень безработицы в 3-4 раза превосходил среднеобластные показатели (Гусев - 4,7%, Неман - 7,2%, Гвардейск - 5,0%, Славск - 3,8%) - аналогична и находится под контролем (т.к. максимальный уровень безработицы в 1996 г. превосходил нынешней более чем в 3 раза).
Специфика работы по обеспечению занятости заключается в геополитическом положении Калининградской области. Рынок труда региона изолирован от общероссийского. В связи с этим проводится работа по правовому регулированию использования иностранной рабочей силы и трудоустройству российских граждан за рубежом.
Вторая особенность - компактность территории, развитая транспортная сеть, сосредоточение почти всего экономического потенциала в г. Калининграде и высокая урбанизация (множество небольших населенных пунктов). В этих условиях особое значение приобретает внутриобластное перераспределение трудовых ресурсов и временная занятость.
Третья особенность - наличие крупной группировки войск и флота.
Основной итог деятельности Департамента заключается в том, что процессы, происходящие на рынке труда региона, сохранили свою прогнозируемую форму и не вышли из под контроля даже после резкого обострения экономического кризиса в 1998 году.
Прогноз социально-экономического развития региона, который сделан профильными комитетами администрации области говорит о том, что практически весь 2000 год уйдет на ликвидацию оставшихся негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года. Предполагается, что существовавший уровень производства промышленной продукции, объемы реализации товаров и услуг и реальные доходы населения в 2000 году постепенно восстановятся до уровня 1997 года. Исходя из этих сценарных условий социально-экономического развития региона, того обстоятельства, что демографическая ситуация имеет стабильные прогнозируемые тенденции, а пик сокращений после финансового кризиса 1998 года прошел к началу 1999 года, предполагается, что существенных изменений в состоянии трудовых ресурсов в 2000 году не произойдет. Прогноз рынка труда выглядит следующим образом:
Высвобожденный персонал.
Количество сокращенных, при сохранении существующей экономической ситуации (без учета скрытой безработицы) составит 8,0 тыс. чел. Однако в случае проведения массовых увольнений на предприятиях-банкротах сотрудников, находящихся в вынужденных отпусках и простоях, их численность будет не менее 18,0 тыс. чел.
Первичная безработица молодежи.
Ежегодный совокупный выпуск всех очных учебных заведений и общее количество отчисленных определяется в 13,0 тыс. чел.
Лица, возвращающиеся из мест лишения свободы.
По данным МВД в область вернется 2,0 тыс. бывших заключенных.
Текучесть кадров оценивается в 33,0 тыс. чел.
Миграционный прирост лиц в трудоспособном возрасте составит 6,1 тыс. чел.
Реабилитируемые инвалиды. Их численность не превысит 1,7 тыс. чел.
Сокращенные военнослужащие. Работа потребуется для 1,0 тыс. уволенных офицеров и прапорщиков.
Незанятые граждане, не имеющие статуса безработного.
Расчёты, проведенные по методике МОТ (Международной организации труда), позволяют сделать вывод, что кроме официальных безработных в Калининградской области есть еще 44,5 тыс. незанятых граждан реально заинтересованных в подходящей работе.
Базовая безработица на начало 2000 года не превысит 9,5 тыс. чел.
В итоге регистрируемый рынок труда Калининградской области (в зависимости от масштабов сокращений) составит в 2000 г. 120,7 - 130,7 тыс. чел. (см. приложение № 1).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ НА 2000 ГОД
(контрольные цифры)
Одной из основных особенностей реализации разработанной Программы занятости является острый дефицит средств в областном фонде занятости. В результате этого у Департамента занятости населения по Калининградской области и его структурных подразделений в городах и районах области резко сокращаются возможности для полномасштабного содействия занятости населения.
Дефицит фонда на начало 2000 года определяется в 38,0 млн. рублей, что сравнимо с годовым бюджетом Департамента. Причем 35,7 млн. руб. - это задолженность по пособиям перед безработными, долги перед которыми не погашены с 1996 года. Исходя из существующих реалий и отсутствия финансовой помощи со стороны областного и муниципальных бюджетов (которые также являются дефицитными), Департамент занятости предполагает осуществить планирование и финансирование разработанных мероприятий программы, исходя из контрольных цифр, согласованных с Министерством труда и занятости.
Такой подход позволит максимально эффективно использовать средства, поступающие в областной фонд занятости на наиболее значимых направлениях по содействию занятости населения, в частности:
№№ пп | Наименование действий программ | Основные цели и задачи | Основные показатели предусмот-рено по программе (человек) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Целевое поощрение трудоустройства и реабилитации граждан, | |||||
1. | Организация занятости безработных граждан | Целевая поддержка безработных граждан, направленная на гарантированное трудоустройство путем предоставления на конкурсной основе финансовой помощи работодателям, создающим дополнительные рабочие места |
| ||
2. | Организация занятости длительно безработных граждан: "Клуб ищущих работу", "Новый старт" | Приобретение безработными гражданами навыков активного поиска работы, предоставление им практической возможности реализовать полученные навыки. Создание условий для гарантированного трудоустройства. | 185 | ||
3. | Частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов | Стимулирование создания дополнительных рабочих мест для инвалидов | - | ||
4. | Субсидирование местным бюджетом длительно безработных граждан | Создание условий для организации трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды; женщины, выходящие на работу после декретного отпуска; молодежь и т.п.) | - | ||
Содействие занятости выпускников образовательных учреждений | |||||
5. | Программа "Молодежная практика" | Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников общеобразовательных учреждений | - | ||
Содействие временному трудоустройству граждан | |||||
6. | Программа временной занятости и общественных работ | Смягчение напряженности на рынке труда. Оказание материальной поддержки гражданам (в первую очередь безработным), сохранение мотивации к труду длительно безработных граждан, содействие приобретению трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность | 3254 | ||
в том числе: | |||||
организация общественных работ | материальная поддержка граждан, участвующих в общественных работах в период активного поиска постоянной работы | 754 | |||
содействие временной занятости | поддержка дохода безработных граждан | - | |||
программа содействия временному трудоустройству несовершеннолетних граждан | трудовая адаптация и социальная поддержка несовершеннолетних граждан | 2500 | |||
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы | |||||
7. | Программа поддержки развития предпринимательства и самостоятельной занятости | Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого и среднего бизнеса и самостоятельной занятости безработных граждан | 560 | ||
в том числе: | профессиональное консультирование и обучение безработных граждан профессиям, позволяющим организовать собственное дело и заняться индивидуальной трудовой деятельностью | 560 | |||
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения | |||||
8. | Программа развития человеческих ресурсов | развитие трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы средствами профессионального обучения | 4563 | ||
в том числе: | обеспечение гарантированной возможности в получении новой профессии и трудовых навыков для социально ослабленных групп населения, с учетом их особенностей и ограниченных возможностей. Создание максимально благоприятных условий для вовлечения их в трудовую деятельность | 2000 | |||
граждан, впервые вступающих на рынок труда или не имеющих профессий и специальностей | повышение конкурентоспособности для дальнейшего гарантированного трудоустройства и сокращения объемов неквалифицированной рабочей силы негативно влияющей на состояние рынка труда | 1121 | |||
выпускников общеобразовательных учреждений | смягчение ситуации с первичной безработицей молодежи и перспективное формирование рабочей силы, пользующейся гарантированным устойчивым спросом | 167 | |||
инвалидов, имеющих показания к труду | в целях реализации политики государства по повышению социальной защищенности этой категории граждан и обеспечения возможностей для их вовлечения в хозяйственную жизнь общества | 85 | |||
женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов | создание равных стартовых условий на рынке труда в целях соблюдения социальной справедливости и реализации мероприятии по особой опеке социально ослабленных групп населения | 1622 | |||
граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в том числе по направлению службы занятости | для реализации мероприятий государства, направленных на минимизацию негативных последствий сокращения Вооруженных Сил | 546 | |||
беженцев и вынужденных | содействие в адаптации на местном рынке труда | 49 | |||
Профессиональная ориентация | |||||
9. | Программа профессиональной ориентации безработных и незанятого населения | Оказание содействия гражданам в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятости в соответствии с их личными интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда | 19600 | ||
Поддержка доходов безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения | |||||
10. | Выплаты пособий по безработице | поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы | 14000 | ||
11. | Оказание материальной и иной помощи | поддержка доходов малоимущих безработных граждан и лиц, находящихся на их содержании | 41 | ||
12. | Организация отдыха детей безработных граждан | социальная защита детей, поддержка доходов малоимущих безработных граждан | - | ||
13. | Оплата временной нетрудоспособности безработных | поддержка доходов безработных граждан в период временной нетрудоспособности | 1381 | ||
14. | Досрочные пенсии | предоставление возможности досрочного выхода на пенсию отдельным категориям безработных граждан при невозможности их трудоустройства | 773 | ||
Развитие службы занятости | |||||
15. | Создание стандартной модели услуг по трудоустройству в центрах занятости населения и содержание службы занятости, | повышение качества услуг, предоставляемых центрами занятости населения, расширение перечня активных и пассивных мероприятий, предназначенных для безработных и работодателей, в том числе апробирование новых программ и услуг, обучение персонала службы занятости, стандартизация оснащенности центра занятости |