Недействующий


КАЛИНИНРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 1999 года N 37


Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 1999 год

<Утратил силу: п.1 ст.32 Закона Калининградской области от 10 ноября 1997 года N 38>


Рассмотрев представленный проект Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 1999 год. Калининградская областная Дума постановляет:

1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 1999 год (прилагается).

2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Глава администрации (губернатор)

Калининградской области                                                              Л. Горбенко


Программа
государственной поддержки малого предпринимательства
в Калининградской области
на 1999 год

     



Разработчик: Комитет связи и
 информатизации администрации области


г. Калининград
1999 г.





Паспорт программы

I. Наименование программы

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 1999 год.

II. Заказчик.

Администрация области

III. Координатор и ответственный  исполнитель.

Комитет по промышленности, связи и информатизации администрации области (КПСИ)
IV. Исполнители.

- структурные подразделения  администрации области

- общественно - экспертный совет по малому предпринимательству (ОЭС МП)

- органы местного самоуправления (ОМС)

-     областной фонд поддержки малого предпринимательства (ОФПМП)
-     департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области (ФГСЗН)
-     Калининградская торгово-промышленная палата (КТПП)
-     Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации (КЦСМиС)
-     региональный центр поддержки малого предпринимательства (РЦПП)
-      региональный информационно-аналитический центр (РИЛЦ)
-     общественные организации предпринимателей
-     - субъекты малого предпринимательства  региона

V. Цель Программы.

Формирование целостной системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, создание и поддержание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в регионе и развития местных товаропроизводителей.

     
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

будет  продолжено целенаправленное формирование и развитие на региональном и местном уровнях целостной системы  государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области

создание условий для повышения деловой активности и вовлечения новых участников в сферу товарного производства и увеличения количества субъектов малого предпринимательства в районах и городах области на 10-30%, малых предприятий - до 11-12 тысяч и индивидуальных предпринимателей - до 62-73  тысяч человек

увеличение вклада малого предпринимательства в валовой внутренний продукт региона на 15-20% от уровня 1998 юла

создание условий для стабилизации и роста количеств, устойчиво работающих малых предприятий, прежде всего, в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, общественного питания и услуг на уровне 70-80% от общего их количества

обеспечение полной окупаемости затрат и возвратности средств, выделяемых из областного бюджета, а также Федерального фонда поддержки малого предпринимательства на создание базовых элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и реализацию инвестиционных проектов, представляемых его субъектами

совершенствование правовой и финансовой основы экономического переустройства региона, создание инфраструктуры организационной и финансовой поддержки малого предпринимательства в форме регионального центра поддержки малого предпринимательства, регионального информационно-аналитического центра и бизнес - инкубатора по малому предпринимательству, областного фонда поддержки малого предпринимательства, сети кредитных союзов, лизинговой компании и др.

дальнейшее формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами местных производителей

создание новых рабочих мест, прежде всего в сферах производственной и инновационной деятельности, а также в сфере услуг, повышение уровня занятости экономически активного населения

расширение налогооблагаемой базы и увеличение собираемости налогов с малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в бюджеты всех уровней

снижение уровня теневого оборота

VII. Сроки исполнения Программы - 1999 год.     

VIII. Основные разделы и подразделы Программы.
1.          Обоснование Программы.

     1.1. Анализ состояния и тенденции развития малого предпринимательства в Калининградской  области.
1.2.     Задачи, решаемые в рамках Программы.
1.3.     Перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства.

     1.4. Система программных мероприятий.

     1.5. Механизм реализации Программы.
1.6.          Финансовое обеспечение Программы

     2. Основные мероприятия Программы.

     2.1. Нормативно-правовое обеспечение.

     2.2. Финансово-кредитная поддержка.

     2.3. Ресурсная поддержка.

     2.4. Развитие инфраструктуры поддержки.

     2.5. Информационное обеспечение.
2.6.     Организационное, методическое и кадровое обеспечение
3. Перечень инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, прошедших предварительную экспертизу и выставляемых на конкурс.

1. Обоснование Программы

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 1999 г. разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации",  Законом Калининградской области "0 государственной поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" с изменениями и дополнениями от 09.07.98 г. (далее - Закон) и Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг. Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что малое предпринимательство, как форма экономической деятельности, и формирование среднего класса в регионе не стало до настоящего времени одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Калининградской области. В числе основных качественных характеристик внешнего окружения и внутренней социально-экономической среды в регионе, также обусловливающих необходимость разработки данной Программы, являются:

1. Основные политические и макроэкономические факторы внешней среды, определяющие социально-экономическую ситуацию в регионе и тенденции ее развития.

2. Более высокие потенциальные возможности малого предпринимательства, по сравнению с крупными предприятиями, по уровню доходов, платежеспособности и уплате налогов. Оно должно стать своеобразным катализатором и проводником положительных структурных изменений экономики региона.

3. Выражение насущных интересов значительной части экономически активного населения области (в г. Калининграде это около 25-30% жителей), создание условий для экономического, духовного и политического единения различных общественных и социальных групп.

4. В ближайшие 2-3 года, при успешной реализации Программы и благоприятном стечении обстоятельств, малое предпринимательство может стать существенным доходным источником областного бюджета, а также основным источником для формирования доходной части муниципальных бюджетов.

5. Малое предпринимательство является основой реализации "Программы-1000" и служит необходимой базой выхода на устойчивое саморазвитие малых городов и районов области.

6. Снижение инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям и возрастание, в этой связи, роли малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую импортозамещающую и экспортированную продукцию, а также пионерные товары для внутреннего рынка. Интеграция малых предприятий с крупными предприятиями может способствовать их структурной перестройке, ускорению инновационных процессов, использованию имеющихся конкурентных преимуществ и созданию новых рабочих мест.

7. Острый недостаток бюджетных средств для прямой государственной поддержки малого предпринимательства и высокая стоимость кредитных ресурсов требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга, гарантийных фондов, специализированных банков, обществ взаимного кредитования, страховых, аудиторских и консалтинговых компаний, также создания в регионе системы базовых элементов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства, подконтрольных и подотчетных в своей деятельности органами государственной власти и местного самоуправления.

1.1 Анализ состояния и тенденции развития малого  предпринимательства
в Калининградской области

Процесс развития малого предпринимательства в регионе характеризуется следующими основными показателями:

по состоянию на 01.10.98 г. на территории области зарегистрировано 61050 действующих субъектов малого предпринимательства. Из них 9200 малых предприятий с общей численностью работающих 67600 человек и 47096 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица. Сельскохозяйственное производство представлено 4754 агрофермерских и крестьянских хозяйств.

на тысячу человек населения области приходится около 10 малых предприятий со средним числом занятых на них 7,3 человека и 55-60 индивидуальных предпринимателей

общее число занятых в малом и среднем бизнесе составляет около 114696 человек, или порядка 17-20% экономически активного населения области

объем капитальных вложений малых предприятий за 1998 г. по предварительной оценке составляет порядка 60 млн. руб.

объем произведенной продукции в 1998 г. составляет около 1500 млн. руб., что составляет 11,6% от общего объема произведенной в промышленности товарной продукции, доля торговли и общественного питания составляет 27,8% всего объема произведенной продукции, в строительстве - 60,6%.

в 1998 г. в малый бизнес из регионального фонда развития Калининградской области инвестировано 2000 тыс.руб. - оказана помощь двум малым предприятиям, 2000 тыс.руб., предусмотренных в областном бюджете 1998 года на поддержку малого предпринимательства, не использованы.

Оценка состояния и тенденции развития малого предпринимательства осуществляется по таким показателям, как:

изменение общей численности субъектов малого предпринимательства и среднесписочной численности работающих на малых предприятиях

распределение субъектов малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности

объем товарной продукции и налоговые платежи, производимые субъектами малого  предпринимательства.

В соответствии с этими критериями изменение состояния малого предпринимательства в Калининградской области за 1998 год характеризуется следующим. По статистике, начиная с 1993 г., ежегодно количество субъектов малого предпринимательства возрастало на 9-10%. За последний год их число увеличилось на 42696 единиц, или на 44 %, в том числе малых предприятий - в 1,53 раза и индивидуальных предпринимателей - в 1,43 раза. Однако, в последнее время этот рост, в основном, обусловлен увеличением числа микрофирм, основанных на самозанятости и занимающихся быстро окупающимися услугами и операциями и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, занятых в сфере торгово-закупочной деятельности. Обострение финансово-экономического кризиса после 17 августа 1998 года привели к замедлению тенденции роста и развития малого предпринимательства. Среди зарегистрированных малых предприятий на настоящий момент многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели оказались неспособными решить существующие проблемы и приостановили или существенно сократили свою деятельность. По различным оценкам в настоящее время около 80% малых предприятий сферы производства борются за выживание и только 20% можно отнести к устойчиво работающим. Заметное замедление в развитии малого бизнеса наметилось как в областном центре, так и в районах области. Большинство работоспособных субъектов малого предпринимательства сосредоточены сегодня в областном центре. По отраслевым направлениям для малого предпринимательства наиболее привлекательна сфера торговли и общественного питания, так как не требует серьезных первоначальных затрат, не выдвигает жестких требовании к квалификации и опыту, имеет быстрый оборот капитала и менее рискованна. В 1998 году доля малых предприятий, сосредоточенных в этой сфере, составляет 54,5%, в промышленности - 15,3%, на транспорте - 3,54%, в строительстве - 12,02%. Удельный вес индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, занятых в сфере торговли, производства, строительства и на транспорте  составляет, соответственно, 80,14%, 2,74%. 4,48%. В развитии малого предпринимательства в муниципальных образованиях области сохраняется тенденция преобладающего роста его показателей по сравнению с 1998 годом в городах Черняховск, Гусев, Советск, Светлогорск, Зеленоградском, Краснознаменском и Багратионовском районах.

Выводы:

1. Переход малого предпринимательства от этапа становления к более зрелому этапу развития не завершен и осуществляется болезненно. Определяющее значение в этом процессе приобретают способность малых предприятий к активизации своей инвестиционной, производственной сбытовой и инновационной деятельности.

2. Увеличение статистических показателей, характеризующих количественный рост в сфере малого предпринимательства в 1998 году (количество зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем капвложений и т.д.) объясняется в основном вовлечением в данную сферу бизнеса дополнительного количества хозяйствующих субъектов.

3. Сохраняется значительная неравномерность развития малого предпринимательства по территориальному и отраслевому признакам 80% представителей малого бизнеса сосредоточена в Калининграде, 65% из которых работают в сфере торговли и общественного питания, 20% -в малых городах и районах области.

4. Более 50% муниципальных образований области имеют неудовлетворительное состояние предпринимательской среды, как по количеству субъектов малого предпринимательства, так и по развитию инфраструктуры его государственной поддержки.

5. В условиях недостатка бюджетных средств и отсутствия объектов инфраструктуры, обеспечивающих финансовую поддержку малого предпринимательства, практически не задействованы механизмы внебюджетного финансирования и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В настоящий момент положение малого предпринимательства неустойчиво, с высокой степенью неопределенности ближайших перспектив его развития. С одной стороны, предпринимательская среда располагает огромным потенциалом, который позволяет сделать решительный рывок вперед, как в качественном, так и в количественном отношениях. С другой стороны оно сталкивается с препятствиями, которые гасят ее внутренние положительные импульсы, либо загоняют предпринимателей в "теневой" сектор, что ведет к значительному сокращению налогооблагаемой базы. Основными причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, являются:

1. Отсутствие в регионе стройной системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, ее фрагментарность, нескоординированность действий между подразделениями администрации области, территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления по осуществлению единой политики поддержки и развития малого бизнеса.

2. Несогласованность в действиях исполнителей муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, сохранение административных барьеров на этапах создания и функционирования малых предприятии, недостаток и ограничения при распределении ресурсов существенно сдерживают развитие малого предпринимательства.

3. Практически полное отсутствие возможностей для оказания прямой государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

4. Государственные интересы по поддержке малого предпринимательства нередко вступают в противоречие с краткосрочной задачей органов власти по увеличению доходной части бюджетов за счет налоговых платежей, прежде всего в вопросах предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек уплаты налогов и т. п.

5. Недостаточность собственных оборотных средств у малых предприятий и чрезвычайная сложность получения кредитов стимулирует, с целью аккумулирования денежных средств на текущую деятельность, уход предпринимателей в "тень" и сокрытие не менее 40% доходов от налогообложения.

6. Низкий уровень квалификации предпринимателей, неразвитость системы информационных, консультационных услуг, особенно в районах области, отсутствие доступной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним.

7. Отсутствие достоверной статистической информации о состоянии малого предпринимательства не позволяет объективно оценивать и прогнозировать его развитие, принимать решения по его регулированию.

Для кардинального расширения масштабов деятельности малого предпринимательства, переключения его капитала из сферы обращения (торговли) в сферу производства, формирования местного товаропроизводителя требуется совершенствование системы правовых, экономических и организационных условий, а также адресной поддержки малых предприятий в рамках представляемой Программы.

1.2 Задачи, решаемые в рамках Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»