Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1999 ГОД

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА оздоровления государственных финансов Калининградской области


1. Обоснование необходимости принятия Региональной Программы оздоровления государственных финансов

Состояние дел в бюджетной сфере соответствует общему состоянию экономики в последние годы. Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Возросла государственная задолженность. Бюджетные долги были многократно воспроизведены во всех секторах экономики. Это привело к упадку расчетно-платежной дисциплины. Общая задолженность крупных и средних предприятий области в 1997 году составила 2,78 млрд. рублей, из них просроченная задолженность составила 1,24 млрд. руб. Предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств, что усугубляется резким увеличением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Краткосрочные резервы экономического роста в значительной мере исчерпаны.

Проведение умеренно жесткой бюджетной политики в области объяснялось необходимостью сглаживать последствия экономического спада для бюджетной сферы, которая является наиболее уязвимой.

Таким образом, в сложившихся условиях реальные возможности государства и Калининградской области, как субъекта Федерации, в части мобилизации налоговых доходов из реального сектора экономики были явно переоценены.

Многие принимаемые областные законы и другие нормативные правовые акты не основывались на имеющихся у области финансовых ресурсах.

В то же время не уделялось достаточного внимания изысканию внутренних резервов сокращения бюджетных расходов. Разветвленная и крайне неэффективная система социальных льгот, инвестиций, дотаций в отдельные отрасли производственной сферы, порождающие иждивенчество, нерациональное использование сети бюджетных учреждений, особенно в социальной сфере, громоздкий управленческий аппарат, дублирование в работе региональных органов исполнительной власти, пассивность в использовании имеющихся активов государства привели к распылению средств областного бюджета.

Необходимо навести порядок в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса.

В этих целях разработана Региональная Программа оздоровления государственных финансов (далее именуется - Программа).

2. Задачи, цели и срок действия Программы

Задачами Программы являются:

- обеспечение сбалансированности областного бюджета, ликвидация "скрытого" дефицита бюджета;

- создание базы для формирования и исполнения реального областного бюджета на 1999 и последующие годы.

Реализация Программы позволит:

- сократить просроченную задолженность областного бюджета и бюджетных организаций;

- разработать и осуществить мероприятия по реструктуризации бюджетных обязательств и обеспечить функционирование учреждений бюджетной сферы в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Срок действия Программы - 1998-1999 годы.

Общая годовая экономия бюджетных средств от реализации мероприятий, предусмотренных Программой, составит ориентировочно 60 млн. рублей.

3. Основные направления реализации Программы

Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" и охватывает следующие направления:

- сокращение количества юридических лиц и численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств областного бюджета (далее именуются - бюджетные организации);

- оптимизация сети областных бюджетных учреждений;

- инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетных организаций;

- инвентаризация внебюджетных фондов и средств областных бюджетных организаций;

- поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств областного бюджета;

- обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;

- усиление контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;

- уточнение нормативной правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования;

- инвентаризация и анализ эффективности областной собственности, приостановление в 1998-1999 годах строительства и приобретение за счет средств областного бюджета административных зданий и сооружений, объектов социально - бытового и медицинского назначения;