Недействующий

ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 января 1999 года N 108

Об отходах производства и потребления

Принят областной Думой второго созыва

10 декабря 1998 г.

<Утратил силу: Закон Калининградской области 3 февраля 2005 г. N 491>

< Изменения:
Закон Калининградской области N 36 от 30 апреля 2001 года;
Закон Калининградской области от 20 декабря 2001 года N 95;
Закон Калининградской области от 06 июля 2002 года N 167>

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности, связанной с образованием, сбором, хранением, использованием, транспортировкой и захоронением отходов, а также государственного управления, надзора и контроля в области обращения с отходами на территории Калининградской области с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки ырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; - размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

- трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территории (через территорию), находящейся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее двух государств;

- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

- лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензионного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

- бытовые отходы - отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности человека;

- вторичное сырье - отходы производства и потребления, собранные и подготовленные к повторному использованию;

- общественная система удаления отходов - система удаления отходов, организованная органами местного самоуправления через муниципальные и иные предприятия и организации, имеющие лицензии на этот вид деятельности.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами


1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на Уставе (Основном Законе) Калининградской области, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Калининградской области.

<В редакции:Закон Калининградской области N 36 от 30 апреля 2001 года;>

2. Вопросы обращения с радиоактивными отходами, выбросы вредных веществ в атмосферу и сброс вредных веществ в водные объекты регулируются в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 3. Основные принципы экологической политики Калининградской области в сфере обращения с отходами


Основными принципами экологической политики Калининградской области в сфере обращения с отходами являются:

- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

- предотвращение и снижение нагрузки на природные комплексы при обращении с отходами;

- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях уменьшения количества отходов, а также обезвреживание отходов;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов Калининградской области, обеспечивающее ее устойчивое развитие;

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, связанной с образованием отходов и обращением с отходами;

- системность в обеспечении экологической безопасности при обращении с отходами, включающая экономические, организационные и правовые меры;

- преемственность и последовательность управления деятельностью по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами;

- гласность при осуществлении деятельности по обращению с отходами;

- сотрудничество с иными субъектами Российской Федерации, международное сотрудничество по вопросам обращения с отходами;

- надзор и контроль за соблюдением установленных экологических и санитарно-гигиенических нормативов и требований экологической безопасности при обращении с отходами;

- ответственность юридических и физических лиц за размещение образуемых ими отходов в соответствии с установленными требованиями.

-

Статья 4. Принципы системы обращения с отходами как отрасли хозяйства


Система обращения с отходами основывается на следующих принципах:

- обращение с отходами является отдельной сферой хозяйственной деятельности в Калининградской области;

- отходы являются собственностью органов местного самоуправления с момента попадания их в общественную систему удалению отходов;

- обеспечение по возможности минимального образования отходов в отношении их количества и вида;

- приоритетные мероприятия по многократному использованию отходов производства и потребления.

Статья 5. Отходы как объекты собственности


1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступить к их использованию или совершить иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

4. Отходы являются собственностью органов местного самоуправления с момента попадания их в общественную систему удаления отходов.

Глава II. Компетенция органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами

Статья 6. Компетенция органов государственной власти Калининградской области в сфере обращения с отходами <Законом Калининградской области от 6 июля 2002 г. N 167 статья 6 изложена в новой редакции См. текст статьи в предыдущей редакции>

Статья 6. Компетенция органов государственной власти Калининградской области в сфере обращения с отходами


1. К компетенции Калининградской областной Думы в сфере обращения с отходами относится:

- осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования.

2. К компетенции администрации Калининградской области в сфере обращения с отходами относится:

- обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;

- определение органов исполнительной власти в области обращения с отходами и компетенции этих органов;

- проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

- организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

- участие в ведении государственного кадастра отходов;

- содействие созданию предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм по переработке, обезвреживанию, уничтожению отходов;

- организация и координация научных, исследований в области обращения с отходами;

- участие в сотрудничестве с иными субъектами Российской Федерации, в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

Статья 7. Специально уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами


Специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами.

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами


1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области:

- разрабатывают и после положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждают муниципальные программы по обращению с отходами;

- устанавливают порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния городов и других населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон и иных мест при размещении отходов на территории муниципального образования;

- принимают участие в разработке областных и межрегиональных программ по обращению с отходами;

- организуют на своей территории инвентаризацию, паспортизацию, учет, отчетность образования и движения бытовых отходов;

- представляют данные по образованию и движению бытовых отходов для областного банка данных по отходам;

- обеспечивают реализацию областных, федеральных и межрегиональных программ по обращению с отходами при выделении соответствующих финансовых ресурсов;

- организуют сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, размещение бытовых отходов;

- содействуют внедрению ресурсосберегающих и малоотходных технологий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на своей территории;

- выделяют земельные участки для размещения отходов по согласованию с уполномоченными органами области в сфере обращения с отходами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»