Недействующий

ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 июня 1998 года N 83

О минимальных социальных стандартах в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми

Принят областной Думой второго созыва

4 июня 1998 года

<Утратил силу: Закон Калининградской области от 8 апреля 2008 года N 236>

<Изменения:
Закон калининградской области от 24 мая 2006 года N 8;
Закон калининградской области от 12 июля 2006 года N 45;
Закон калининградской области от 28 декабря 2006 года N 114>

Настоящий Закон определяет правовые основы для установления минимальных стандартов по социально - правовому обслуживанию детей, нуждающихся в государственной защите, и организации работы органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства над детьми.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

ребенок - лицо в возрасте до 18 лет;

благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;

развитие ребенка - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка;

права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;

ребенок, нуждающийся в государственной защите - ребенок, которому не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления;

орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления;

уполномоченная муниципальная служба по опеке и попечительству (далее - уполномоченная служба) - служба, на которую возложена работа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на основании настоящего Закона, уставов муниципальных образований;

ребенок, находящийся на попечении органа опеки и попечительства - ребенок, нуждающийся в государственной защите, в отношении которого вынесено решение о его передаче на попечение органов опеки и попечительства, либо заключен договор о разграничении ответственности по защите интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и органом опеки и попечительства;

социальный патронат над семьей - помощь уполномоченной службы в воспитании и защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите и находящегося в кровной семье;

учреждение, предоставляющее патронатное воспитание - учреждение, осуществляющее содержание, воспитание и подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, реабилитационную работу с детьми, переданными в семьи патронатных воспитателей;

патронатный воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка при сохранении у уполномоченной службы части функций законного представителя ребенка.

Статья 2. Правовые основы деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми


Правовую основу деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми составляют Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Калининградской области, уставы муниципальных образований и правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные принципы деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми


Основными принципами деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми являются:

- обеспечение защиты ребенка от насилия и эксплуатации, пренебрежения его интересами;

- признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной семье, использование максимальных возможностей для оставления ребенка в родной семье, использование всех законных средств для возврата ребенка в родную семью;

- признание индивидуальности ребенка и его родителей, учет возраста, пола, языка общения, культурной принадлежности, особенностей личности ребенка при планировании мер по защите его прав и законных интересов;

- признание оптимальной формой опеки и попечительства над детьми устройство ребенка в семью родственников или знакомых, в случае, если оставление ребенка с родителями невозможно;

- учет мнения родителей ребенка и самого ребенка (выраженного в доступной для него форме) при планировании мер по защите прав и законных интересов ребенка, ознакомление их со всеми возможными способами защиты его прав, обеспечение участия кровных родителей в воспитании ребенка (если это не противоречит его интересам) в случае его временного (или постоянного) устройства вне его кровной семьи;

- конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье, патронатном воспитателе;

- признание труда патронатного воспитателя по воспитанию детей социально значимым, квалифицированным трудом, подлежащим оплате;

- координация органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.

Статья 4. Минимальные социальные стандарты в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми


Минимальные социальные стандарты организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми устанавливают:

категории детей, нуждающихся в государственной защите;

вопросы, относящиеся к компетенции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

структуру органов опеки и попечительства;

количественный норматив специалистов по социально - правовой защите детей.

Статья 5. Категории детей, нуждающихся в государственной защите


К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:

родители которых неизвестны;

утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;

родители которых ограничены в родительских правах;

родители которых лишены родительских прав;

не имеющие связи с родителями либо утерявшие их (беспризорные дети);

родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежаще осуществлять воспитание и содержание детей;

родители которых признаны судом безвестно отсутствующими, ограниченно недееспособными или объявлены безвестно отсутствующими, умершими;

родители которых находятся в местах лишения свободы, в местах содержания под стражей, под арестом;

находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;

с ограниченными возможностями (инвалиды);

из семьи беженцев или временных переселенцев, а также другие дети, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися в государственной защите.

Статья 6. Вопросы, относящиеся к компетенции органа опеки и попечительства в отношении детей


К компетенции органа опеки и попечительства в отношении детей относится:

выявление и учет детей, нуждающихся в государственной

защите;

социальный патронат над семьей;

устройство детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитание;

профилактика жестокого обращения с детьми;

защита личных неимущественных и имущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите;

оказание материальной и иной необходимой помощи детям.

Статья 7. <Исключена: Закон калининградской области от 12 июля 2006 года N 45>

Статья 8. Правовые акты органа местного самоуправления, принимаемые по вопросам опеки и попечительства в отношении детей


В компетенцию муниципального органа опеки и попечительства входит решение следующих вопросов:

о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии со статьей 5 настоящего Закона);

о делегировании полномочий по опеке, попечительству уполномоченной службе;

о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

об утверждении плана по защите прав ребенка;

о направлении его в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

об опеке, попечительстве;

о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;

о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

заключение договоров;

о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

о доверительном управлении имуществом;

об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

о разрешении раздельного проживания попечителя с подопечным.

Иные правовые акты по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних издаются уполномоченной службой, на которую возложена работа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в соответствии с настоящим Законом и уставами муниципальных образований.

Статья 9. Структура органа опеки и попечительства


Для осуществления функций по опеке и попечительству в отношении детей орган местного самоуправления создает следующие уполномоченные муниципальные службы по опеке и попечительству над детьми:

комиссию по опеке и попечительству над детьми;

службу по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства;

службу по устройству детей на воспитание в семьи граждан;

учреждение, предоставляющее патронатное воспитание.

Вышеуказанные муниципальные службы выполняют функции по опеке и попечительству в соответствии с настоящим Законом и при необходимости могут привлекать к работе специализированные учреждения (организации) для оказания содействия в выполнении своих функций.

В целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье учреждение, предоставляющее патронатное воспитание, осуществляет устройство своих воспитанников в семьи патронатных воспитателей.

<Абзац исключен: Закон калининградской области от 12 июля 2006 года N 45>

Статья 10. Комиссия по опеке и попечительству над детьми


Комиссия по опеке и попечительству над детьми (далее комиссия) создается как самостоятельное структурное подразделение органа местного самоуправления.

Основными функциями комиссии являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»