I. Содержание проблемы
В условиях экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения обострились проблемы детства.
Социальное сиротство приобрело новые особенности, связанные с увеличением числа неблагополучных семей, из которых дети "вытесняются" на улицу, беспризорничают.
По статистике областного управления труда и социального развития 2839 семей относятся к категории семей "риска", в которых родители не занимаются воспитанием и содержанием собственных детей. В этих семьях насчитывается 6,5 тыс. детей и подростков.
Ежегодно около 480 исков рассматривается в судах области о лишении родителей их родительских прав, увеличивается количество интернатных учреждений для детей, нуждающихся в государственной защите.
В настоящее время функционируют 3 дома ребенка системы здравоохранения, 5 детских приютов системы соцзащиты населения. Системой образования финансируется 29 учреждений для детей-сирот, в которых воспитывается более 1700 детей. Более 2000 детей нуждаются в срочном изъятии из неблагополучных семей и устройстве на государственное попечение.
Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Дети-сироты" на 1998-2000 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 г. N 829 "О приемной семье" и постановлением главы администрации области от 15.12.97 г. N 979 "О расширении практики передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации".
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитание в семье, в т.ч. - патронатное определение ребенка в семью патронатного воспитателя при разграничении ответственности по защите его прав и законных интересов между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией), либо учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, экономически и педагогически целесообразнее. При передаче детей на воспитание в семьи граждан отпадает необходимость использования больших площадей детских домов для размещения воспитанников. Оплата на содержание детей в семьях с учетом выплаты заработной платы ниже затрат на воспитанников интернатных учреждений в полтора-два раза.
II. Цель и задачи программы
Целевая программа направлена на профилактику социального сиротства, создание благоприятных условий для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, формирование системы дифференцированной помощи детям, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке.
Целью программы является обеспечение детям, нуждающимся в государственной защите, возможности для развития и самореализации личности в безопасных и благоприятных условиях, приближенных к семейным, формирование навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения, а также привлечение граждан к участию в воспитании и содержании детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни, социальной адаптации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- создание в области нормативно-правовой базы новых форм устройства детей-сирот в семьи граждан;
- оказание психолого-медико-педагогической помощи семье и подросткам;
- осуществление комплекса мер по реабилитационной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- создание системы подбора и подготовки патронатных, приемных семей и оказание помощи в практической работе с детьми;
- реализация мер по обеспечению профессиональной подготовки детей-сирот, их трудоустройству;
- осуществление мероприятий по охране здоровья детей, оставшихся без попечения родителей.
III. Основные направления реализации программы
1. Предупреждение социального сиротства.
Осуществление комплекса мер по оказанию помощи кризисным семьям и детям, проживающим в них. Внедрение новых форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите.
2. Совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Укрепление материально-технической базы интернатных учреждений с учетом необходимости устройства детей, нуждающихся в срочной социальной помощи.
3. Методическое, нормативно-правовое обеспечение процесса социализации детей-сирот.
Создание нормативно-правовой базы по осуществлению опеки и попечительства, принятие Закона Калининградской области "О минимальных социальных стандартах организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми", реализация в условиях региона постановления правительства РФ "О приемной семье", разработка и внедрение регионального порядка расчета оплаты труда приемных родителей и выплат на содержание детей в приемных семьях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, внедрение патронатных форм устройства детей.
Осуществление комплекса мер по организации работы филиалов муниципальных психолого-медико-педагогических консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций по реабилитационной помощи детям, использованию существующих методик в индивидуальной работе с детьми. Методическая помощь органам опеки и попечительства по работе с приемными, патронатными семьями.
Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Разработка программ и осуществление подготовки педагогических кадров для проведения реабилитационной работы с детьми.