Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 1994 г. N 494

Об утверждении концепции использования
разрушенного здания Кафедрального собора
в г. Калининграде

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления администрации Калининградской области
 от 27 сентября 2005 года N 673

____________________________________________________________________

        Во исполнение постановления главы администрации области N 259 от 15 ноября 1993 года "О концепции использования разрушенного здания Кафедрального собора в г. Калининграде"

                              ПОСТАНОВЛЯЮ:

        1. Утвердить концепцию использования разрушенного здания    Кафедрального собора в г. Калининграде согласно приложению.

        2. Поручить финансовому управлению администрации области    (Сергееву) предусмотреть выделение средств на работы по консервации и использованию руин бывшего Кафедрального собора.

        3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на    уполномоченного главы администрации области по вопросам исторического материального наследия В.В. Денисова.

Глава администрации области
Ю.Маточкин


Приложение
к постановлению
главы администрации
от 1 ноября 1994 года N 494

КОНЦЕПЦИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРУШЕННОГО ЗДАНИЯ

КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В Г. КАЛИНИНГРАДЕ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

        Настоящая концепция определяет принципы подхода к осуществлению    программы исследовательских, проектных и реставрационных работ на историко-архитектурном памятнике "Кафедральный собор" (XIV век) в городе Калининграде.

        Для общего предоставления о предмете обсуждения дана краткая    историческая справка и характеристика его современного технического состояния.

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

        Старейшая соборная церковь г. Кенигсберга была построена    епископом Земландским Зигфридом, между 1297-1302 гг. на площадке между реками Преголя и Лебе. Уже в 20-х годах XIV века она оказалась маленькой для городского собора и по инициативе епископа Иоанна в северо-восточном углу местности Кнайпхоф было начато строительство нового собора.

        Как документальная дата основания собора, принимается 13    сентября 1333 года, когда хормейстер Людерус дал согласие на продолжение постройки, однако фактически она бала начата раньше.

        Новый Кафедральный собор был посвящен, судя по хронике 1335    года, высоко-священному телу Иисуса Христа и по хронике 1421 года деве Марии и всем святым и святому Адельберту.

        В 1523 году в соборе состоялась первая в Кенигсберге    евангелическая проповедь Иоанна Брисмана. В 1528 году собор становится собственностью округа Кнайпхоф.

        Как Кафедральный собор Восточной Пруссии он служил местом    захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, родовитого дворянства.

        В Кафедральном соборе находилось более ста надгробий и    эпитафий, размещавшихся внутри снаружи здания. Они были выполнены в разное время и на разном художественном уровне. Первое погребение относится к 1335 году: основателя собора великого магистра Тертонского ордена Людеруса фон Брауншвейта. Последнее погребение предположительно к 1809 году - мертворожденненного сына принципа Вильгельма и его жены Марианны, принцессы Гессен-Гамбургской. Здесь были захоронены великие магистры тевтонского ордена, епископы Земланда, в том числе видные сановники Ордена и герцогства профессора Кенигсбергского университета, члены их семей.

        В 1588 году в северной части алтаря основано профессорское    захоронение. У северо-восточного угла собора 28 февраля 1804 года захоронен великий немецкий философ Иммануил Кант. В 1924 году в связи с 200-летием со дня его рождения по проекту кенигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся до настоящего времени. Надгробие и портик изготовлены кенигбрегской фирмой Отто Пехта.

        В настоящее время на южной стороне примыкающей к собору    территории, так называемой "епископской площади" сохранились могила и надгробный камень Юлиуса Руппа (1809-1884), основателя "Свободной католико-евангелической общины", деятеля демократического движения 40-х годов XIX в., члена прусского парламента в 1849-1862 гг., родного деда известной революционной художницы К. Кольвиц. Многие ученики Ю. Руппа стали активными социал-демократами.

        В северной башне собора в 1650 году канцлер Мартин фонн    Валленрод основал Валленродскую библиотеку. Она насчитывала около 10 тыс.томов и занимала одну комнату. В этой библиотеке были сосредоточены рукописные книги по истории и дворянских родов. В 1591 году надстроена вся алтарная часть и сделан новый алтарь, роспись которого выполнил художник Лукас из Виттеберга. В 1721 году в соборе был поставлен большой орган, а в 1888 году он был заменен новым, сделанным М. Терлецким. В 1833 году в связи с 500-летием весь собор был капитально отремонтирован.

        На протяжении столетий собор неоднократно горел и    перестраивался. Во время второй мировой войны в 1941-1945 гг. он был сильно поврежден в результате бомбардировок, попадания снарядов, а также пожаров. Внутреннее убранство не сохранилось, а каменные надгробия и плиты с эпитафиями сохранились лишь частично.

        Несмотря на значительные повреждения, бывший Кафедральный собор    принадлежит к числу старейших памятников культовой архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

        3.1. Общая часть.

        Бывший Кафедральный собор представляет собой здание    базиликального типа, состоящее их трех нефов и одноэфнаго алтаря. С запада собор завершается уникальной северо-германской типичной готики башенной частью, состоящей из многогранной южной башни, северной башни с остатками щипцового завершения и ярусным притвором между башнями.

        За свою многовековую историю собор неоднократно перестраивался    и ремонтировался. Во время второй мировой войны были разрушены или сгорели кровли, рухнула часть сводов и погибло внутреннее убранство. В послевоенные годы собор продолжал разрушаться и его техническое состояние постоянно ухудшалось. В 1981-1984 годах была произведена часть консервативных работ, что позволило сохранить руины собора.

        В настоящее время памятник нуждается в продолжении    консервационных и ремонтно-восстановительных работ. К северо-восточному углу собора примыкает портик И. Канта, находящийся в удовлетворительном состоянии.

        3.2. Состояние конструктивных элементов.

        3.2.1. Фундаменты.

        До сих пор досконально не исследованы. Основание, по    исследованиям XIX века, выполнено из булыжного камня на известковом растворе. Судя по отсутствию серьезных деформаций наружных стен и башен, состояние фундаментов удовлетворительное.

        3.2.2. Цоколь и отмостка

        Отмостка вокруг собора отсутствует. Уровень земли у наружных    стен повышен. Цоколь наружных стен не просматривается, за исключением восточной части северного фасада, где открывается кирпичный профилированный цоколь. Пилоны собора имеют каменные цоколи с кладкой в 2-3 ряда.

        3.2.3. Стены.

        Наружные стены сложены из большемерного кирпича на    известково-песчаном растворе. Система кладки - готичная, крестовая. Поперечным осям стены усилены контфорсами. Общее техническое состояние стен собора удовлетворительное. Однако, в ряде мест есть очаговые повреждения кладки. Наблюдается некоторое отклонение южной стены и внутренней аркады от вертикали. Активнее разрушаются незакрытые обрезы стен.

        Кирпичная кладка интерьера перелицована на известковом    растворе, частично вычинена большемерным кирпичом. Поверхности стен на 80 процентов покрыты современной штукатуркой на цементном растворе.

        3.2.4. Связи.

        Существующие связи - металлические со стяжными муфтами и    деревянные - ослаблены и провисли. Связи в центральном нефе утрачены.

        3.2.5. Своды и перекрытия.

        Нервюрные кирпичные своды нефов и алтаря полностью утрачены.    Сохранились только пять сводов на высоту 1-2 метров и частично каменные консоли пят. Своды над первым этажом северной и южной башен восстановлены и отштукатурены цементным раствором. Вышележащие своды и перекрытия утрачены.

        3.2.6. Арки.

        Все арки между пилонами и стенами, а также пилонами    центрального нефа утрачены. В удовлетворительном состоянии находится арка прохода из западного притвора в центральный неф.

        3.2.7. Кровли.

        Кровли и строительные конструкции над собором полностью    утрачены.

        3.2.8. Проемы.

        Дверные проемы - главный западный портал стрельчатый, с    развитой профилировкой, кладка частично повреждена, имеются сколы профилей, остальные порталы стрельчатые, профилированные, с незначительным повреждением.

        Оконные проемы - стрельчатые, с профилированными наружными    откосами. Все окна имеют повреждения - частичные утерю кладок, повреждения профильных переплетов окон, отсутствие витражей.

        3.2.9. Лестницы.

        В западном притворе винтовая ажурная лестница из кирпича с    декором в рабочем состоянии. Многогранное обрамление сохранилось на 20 процентов. Внутренние винтовые лестницы в стенах собора в удовлетворительном состоянии. Ступени сильно изношены.

        3.2.10. Полы.

        Полы в соборе практически не сохранились. В алтарной части в    полу имеется 9 плит погребений, сохранившихся на 30 процентов.

        3.2.11. Живопись.

        Живопись собора полностью утрачена. Над саркофагом Канта    потолок имел орнаментую роспись, которая возобновлена с искажениями.

        3.2.12. Структура и декоративно-прикладное искусство.

        Многочисленные произведения скульптуры и каменной пластинки в    соборе полностью утрачены. В стенах прочитываются места надгробных эпитафий и фигурные консоли пят сводов.

4. КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

        Установлено, что Кафедральный собор историко-культурным    памятником XIV века, представляющим исторический, художественный и научный интерес, имеет большое просветительское и воспитательное значение.

        Конечной целью ремонтно-реставрационных и реконструктивных    работ считать восстановление внешнего облика памятника на момент его последней реставрации, проводившейся в 1903-1907 гг. Памятник должен стать центром духовной и культурной жизни города, области, региона, его главной исторической достопримечательностью, местом притяжения туристов и экскурсантов, памятником культового зодчества, символом богатейшего культурно-исторического наследия края, наполненного музейными, мемориальными и антикварными ценностями, хранящими в себе дух минувших веков.

        На первом этаже собора располагаются православный и лютеранский    притворы, где будут проходить культовые обряды, на втором и третьем этажах - музей истории и восстановления Кафедрального собора, музей философа И. Канта, публичная историческая библиотека.

        Зальную часть собора предполагается использовать для проведения    международных, областных культурных мероприятий, включая культовые, а также для организации постоянных и временных выставок и экспозиций.

        Контроль за ходом ремонтно-реставрационных и реконструктивных    работ по восстановлению памятника архитектуры республиканского значения будут осуществлять: Министерство культуры РФ, комитет по культуре и историческому наследию администрации области.


210.050.000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»