ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 1997 года N 926
О Программе добычи и комплексного использования торфа и сапропеля для нужд сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса области на 1997-2000 годы
<Утратил силу: постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 01 декабря 2004 года N 137>
Во исполнение настоящего постановления принято распоряжение Главы администрации области от 5 января 1998 г. N 1-p "Об инвентаризации месторождений торфа в Калининградской области"
В последнее время большое внимание уделяется торфу как более дешевому виду топлива, сырью при производстве органических и органоминеральных удобрений, удобрительных смесей для восполнения плодородия сельскохозяйственных земель.
На территории области существуют значительные запасы торфа. В настоящее время разведано и учтено 313 торфоместорождений на площади 65,5 тыс. га. На указанных площадях разработано только 3 тыс. га торфяников, что дает возможность для активной работы по добыче и использованию торфа для нужд сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса области.
С целью дальнейшего развития торфяной промышленности в области, восстановления плодородия сельскохозяйственных земель, снижения объемов завоза дорогостоящего топлива из других регионов Российской Федерации и максимального использования имеющихся ресурсов по производству местного топлива из торфа
постановляю :
1. Утвердить "Программу добычи и комплексного использования торфа и сапропеля для нужд сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса области на 1997-2000 годы" согласно приложению.
2. Управлению природо- и недропользования администрации области (Панову В.Д.):
- совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области (Салминым В.И.) и управлением лесами области (Волчугой Н.А.) в месячный срок провести инвентаризацию месторождений торфа и внести предложения по их рациональному использованию;
- совместно с управлением лесами области (Волчугой Н.А.) и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области (Салминым В.И.) разработать временный (до установления Правительством РФ кадастровой оценки земель лесного фонда) порядок определения размеров компенсационных выплат при переводе лесных земель в нелесные для поисков, разведки и добычи на территории области общераспространенных полезных ископаемых в целях, направленных на реализацию данного постановления.
3. Комитету по финансам и бюджету администрации области (Васильковой Д.Б.) ежегодно предусматривать в областном бюджете средства по статье "Коренное улучшение земель" на комплекс работ по торфу, включая сапропель, для восстановления плодородия сельскохозяйственных земель.
4. Торфопредприятиям области:
- в срок до 20 декабря текущего года переоформить землеотводы и право пользования недрами с целью добычи торфа в соответствии с действующим законодательством;
- в течение месяца совместно с управлением внутренних дел Калининградской области (Литвиным В.В.) разработать мероприятия по противопожарной безопасности эксплуатируемых торфомассивов и представить их в администрацию области.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области при формировании бюджетов на 1998-2000 годы предусматривать выделение средств на приобретение для льготной категории населения как одного из видов топлива - топливного торфа.
6. Комитету по развитию Особой экономической зоны администрации области (Топазлы Г.Ф.) предусмотреть в 1997-2000 годах выделение кредитных ресурсов предприятиям по добыче и переработке торфа и сапропеля для организации их работы по производству торфяного топлива и продукции для нужд сельского хозяйства.
7. Комитету по охране окружающей среды области (Литвиненко В.В.) осуществлять контроль за реализацией вышеназванной программы в части природоохранного законодательства.
8. Информационно-аналитическому управлению администрации области (Миронову А.С.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление природо- и недропользования администрации области (Панова В.Д.)
10. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации Л. Горбенко
(губернатор) области
Приложение
к постановлению
Главы администрации области
от 18 ноября 1997 г. N 926
1. Содержание проблемы
Несмотря на определенную стабилизацию в снабжении топливом городов и областного центра Калининградского региона, проблема обеспечения топливом сельского населения области сохраняется, особенно в районах, расположенных далеко от железных и главных шоссейных дорог. Из-за высокой стоимости угля (порядка 350 тыс.руб. за тонну) и низких доходов сельского населения (300-500 тыс. рублей в месяц на семью) уголь еще долгое время не будет доступен данной категории населения. Наилучший способ выхода из положения в сложившихся условиях - развитие торфяной промышленности практически в каждом районе области и организация производства торфяного топлива для полного обеспечения сельского населения при активной пропаганде данного вида топлива среди населения. Потребность области в топливном торфе составляет 200-250 тыс. тонн. Область может полностью удовлетворить ее к концу 2000 года.
За последние пять лет сельское хозяйство региона хронически недополучало минеральных и органических удобрений из-за отсутствия средств. Дефицит удобрений на сегодняшний день составляет 400-600 процентов на гектар площади. В современных условиях восполнение такого дефицита возможно при условии использования торфа и сапропеля на удобрение.
Запасы разведанного торфа в области - 311 млн.тонн, позволяет работать добывающей и перерабатывающей отраслям в указанных целях многие десятки лет. Общая характеристика разведанных промышленных запасов торфа приведена в приложении N 1.
2. Цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
- обеспечение населения и коммунальных теплоисточников в сельской местности топливом из торфа;
- восполнение плодородия сельскохозяйственных земель;
- обеспечение сельского хозяйства области торфопродукцией для мульчирования почвы, подстилки на животноводческих фермах, в качестве сырья для приготовления компостов и комплексных удобрений, питательных грунтов и смесей, кормовых продуктов и стимуляторов роста.
Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих задач:
- активизация деятельности предприятий, добывающих и перерабатывающих торф и сапропель на территории области;
- применение на полях области высококачественных органических удобрений, выработанных на основе торфа, сапропеля;
- обеспечение торфяным топливом в первую очередь сельского населения и коммунальных теплоисточников области.
3. Система мероприятий, направленных на стабилизацию работы
предприятий по добыче и переработке торфа и сапропеля
Решение перечисленных выше задач потребует реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера, использования кредитных ресурсов, собственных средств предприятий и организаций, средств районных бюджетов, различных внебюджетных источников.
Недостаточный объем финансовых средств, которыми сегодня располагает регион, ограничивает возможности их единовременного вложения в развитие торфопредприятий и предприятий по добыче сапропеля. Поэтому в Программу заложен принцип избирательной концентрации средств.
Они должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки тех предприятий по добыче и производству продукции из торфа и сапропеля, которых способны решать как задачи собственного развития, так и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
В настоящее время в области неустойчивое развитие сельскохозяйственного производства связано не только с неблагоприятными климатическими условиями края, но и с не всегда удовлетворительным состоянием сельхозугодий. При восполнении плодородия земли важная роль отводится росту производства и применению высококачественных органических удобрений, в том числе выработанных на основе торфа и сапропеля. Поддержание оптимального режима почв возможно только при ежегодном внесении органики с эффективным применением торфа, сапропеля и других местных ресурсов в размере не менее 12-14 т/га пашни, что в целом по области составит более 4 млн.тонн в год (приложение N 2). Таким образом, комплексное агрохимическое обслуживание полей позволит получить урожай свыше 30 ц/га зерновых и эквивалентное количество другой растениеводческой продукции при ежегодном внесении торфа на поля в объеме 850 тыс.тонн (приложение N 3).
Восстановление экологически чистого высокопродуктивного земледелия в регионе предполагается также осуществить за счет применения гранулированного посевного материала "Первопочва", в состав которого как один из компонентов входит сапропель. Производство данного препарата намечает организовать НПЦ "Биотехнология". Ввиду этого добыча сапропеля в области будет доведена до 40 тыс.тонн в год.
Использование в регионе торфа как вида топлива позволит полностью удовлетворить нужды населения и коммунально-бытовых потребителей сельской местности.
В настоящее время приступили к выпуску топливной торфопродукции ОАО "Компания "ФТК-СИ", АО "Балтторф", АООТ "ПМК "Правдинская", АО "Калининградтоппром".
В связи с изложенным предлагается осуществить комплекс мероприятий по переработке торфа и сапропеля.
Для развития торфоперерабатывающего производства в 1997-2000 годах намечено внедрение установок по изготовлению торфяных полуфабрикатов мощностью 34,5 тыс.тонн сортового топлива в год.
Кроме выпуска торфобрикетов и полуфабрикатов предусматривается увеличение производства топливного куска, объем выпуска которого достигнет за 1997-2000 годы порядка 110 тыс.тонн (приложение N 4). Себестоимость кускового торфа складывается в 2,5-3 раза ниже себестоимости брикетов. При этом требуются затраты только на приобретение технологического оборудования и подготовку производственных площадей для добычи торфа. Данное направление особенно перспективно, так как добыча торфа в настоящее время ведется в 8 районах области.
Развитие производства топливного торфа позволит ежегодно снижать завоз каменного угля для населения на 50 тыс.тонн, удешевить стоимость топлива на 30-40 процентов.
Кроме того, для более полного решения задач по обеспечению топливом сельских районов области учитывается также и потребность в газогенераторных установках, работающих на торфяном топливе. Такие установки имеют следующие достоинства: простота конструкции и обслуживания, высокий КПД, низкая стоимость, возможность использования местных видов топлива, которые не могут сжигаться в существующих устройствах, полное превращение горючих составляющих твердого топлива в горючий генераторный газ, существенное снижение количества загрязняющих выбросов в атмосферу.
4. Финансовое обеспечение программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет кредитных ресурсов, собственных средств предприятий и организаций, а также других источников.
Общая стоимость реализации Программы составляет 27,306 млрд.рублей, в том числе:
1. За счет районных бюджетов - 0,006
2. За счет собственных средств организаций и предприятий - 15,55
3. За счет средств прочих инвесторов - 6,0
4. За счет кредитных средств - 5,75
Сводная таблица по всем видам объектов, включенных в Программу, и источникам их финансирования приведена в приложении N 5.
5. Кадровое обеспечение программы
Будут сохранены инженерно-технические и рабочие кадры действующих на сегодняшний день предприятий по добыче и переработке торфа и сапропеля. В настоящее время на указанных предприятиях работает более 600 человек, в том числе ИТР - 63, постоянных рабочих - 308, сезонных рабочих 235 человек.
Реализация Программы позволит организовать на данных предприятиях дополнительно около 150 новых рабочих мест.
6. Механизм реализации и управления программой
Формы, методы и механизм реализации Программы определяются органами государственной власти Калининградской области, которые руководствуются в своей деятельности Федеральными Законами "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", "О недрах", Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области и соглашениями к нему, областным Законом "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области", а также другими нормативными документами.
Контроль за реализацией Программы, координация действий заинтересованных областных органов власти и управления, подготовка и согласование необходимых изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в Программу, осуществляется управлением природо- и недропользования администрации области.
Управление природо- и недропользования администрации области с учетом выделяемых средств ежегодно уточняет механизм реализации Программы, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
7. Сроки, этапы и основные ожидаемые результаты
реализации программы
Программа добычи и комплексного использования торфа и сапропеля для нужд сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области рассчитана на четырехлетний срок. Ее реализацию предполагается осуществить в три этапа:
I. Подготовительный этап
В этот период предусматривается разработка и утверждение Программы главой администрации (губернатором) Калининградской области, обработка нормативно-правовой базы. Продолжительность этапа - 2 месяца.
II. Этап первоначальной реализации Программы.
На этом этапе завершается обработка нормативно-правовой базы, разворачивается работа по развитию производства из торфа и сапропеля, выделению кредитных ресурсов. Продолжительность этапа - 2 года.
III. Этап полномасштабной реализации Программы.
Этап будет характеризоваться стабилизацией работы предприятий по добыче и переработке торфа, сапропеля, дальнейшем развитием торфоперерабатывающего производства. Продолжительность этапа - 2 года.
К основным результатам реализации Программы следует отнести следующее:
- восполнение плодородия областных сельскохозяйственных земель, увеличение урожаев зерновой и другой растениеводческой продукции при эффективном использовании торфа и сапропеля, как составляющей части удобрений;