Анализ ситуации
В настоящее время подростковые клубы представляют собой место, где педагоги-организаторы в меру своего образования и таланта организуют работу с детьми. Основная форма работы кружковая. Среди направлений деятельности преобладают настольные игры, спортивные мероприятия, коллективные турпоездки, кульпоходы, реже организация трудового обучения. В меру своих возможностей подростковые клубы предоставляют место для межличностного общения, отвлекают детей и подростков от негативного влияния "улицы", от совершения различных правонарушений.
В настоящее время в Калининграде 34 подростковых клуба, помещения являются муниципальной собственностью и находятся в различном оперативном управлении.
Изначально подростковые клубы находились на балансе ЖЭУ или ведомств. В связи с создавшейся экономической ситуацией и с угрозой закрытия подростковых клубов, они были переведены на баланс и оперативное управление администраций районов согласно постановлению N 2-р от 15 января 1992 г. главы администрации г. Калининграда Шипова В.В. Но не последовало единого перехода на эту систему по всем районам.
В результате отсутствует общий управленческий фокус, проводящий единую городскую молодежную политику относительно подростковых клубов. Помещения подростковых клубов в большинстве своем были выделены в домах довоенной постройки, в подвальных и полуподвальных помещениях. В настоящее время требуются материальные средства для проведения капитального и текущего ремонта.
Для работы подростковым клубам остро необходимо приобретение инвентаря и оборудования. Направления и формы деятельности клубов задаются и осуществляются педагогами-организаторами. В городе преобладают клубы, где педагог-организатор в одном лице и завхоз, и директор, и воспитатель, в лучшем случае выполняющий функциональные обязанности, закрепленные нормативными документами: организация досуга детей и подростков (преимущественно из неблагополучных семей) во внеурочное время.
В настоящий момент, когда школа фактически ограничивает свою работу только обучением, сворачивая свою деятельность по внеучебным формам воспитания, существенно возрастает значение подростковых клубов.
Сегодня, в рамках переосмысления целей и содержания деятельности системы образования, из большинства школ ушли и детские общественные организации, которые, при всех своих недостатках, выполняли функцию социализации детей и подростков. Адаптируясь к такой ситуации, общественные детские и молодежные организации должны иметь возможность использования дворовых клубов в качестве базы для своей работы. Дворовые клубы имеют возможности и для реализации многопрофильных программ.
Кроме того, традиционных форм работы детских клубов (спортивные секции, кружки, клубы по интересам) необходимо развивать и новые, направленные на решение проблем детской трудовой и досуговой занятости и развитие творческих наклонностей детей и подростков.
Перспективная модель деятельности подростковых клубов
Цель: Создание условий для самоопределения и самореализации подростков.
Задачи:
1. Социальная адаптация подростков.
2. Саморазвитие подростков.
Принципы:
- воспроизводство уже существующих социокультурных норм, традиций, образцов поведения;
- инновационность развития в рамках программно-целевого подхода.
Структуры и руководство клубами
Подростковые клубы являются муниципальными учреждениями и осуществляют свою деятельность на основании собственного Устава о муниципальном клубе. Непосредственным государственным органом, отвечающим за работу клубов, является городское управление по делам молодежи.
1. Городское управление по делам молодежи:
- решает вопросы создания, инспектирования и координации деятельности клубов;
- решает вопросы финансирования целевых программ из городского бюджета;
- организует систему подготовки и учебы кадров;
- занимается законотворческой деятельностью на уровне города;
- проводит аттестацию программ работы клубов и определяет категорию;
- обеспечивает методическую помощь;
- решает другие вопросы деятельности подростковых клубов на уровне города.
2. Отдел по делам молодежи района:
- осуществляет подбор, расстановку и подготовку кадров;