Действующий

Об утверждении губернаторской комплексной программы развития городов и населенных пунктов Калининградской области (Программы-1000)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

1.1. Города и населенные пункты Калининградской области в ходе осуществления государством политики форсированного развития промышленности, сверхцентрализации управления, преобладание отраслевого подхода к управлению экономическим и социальным развитием над территориальным оказались на грани выживания, и в первую очередь это сказывается на жителях городов и сельских населенных пунктов. Остановились предприятия, нарастает безработица, падает жизненный уровень населения, сокращаются расходы на социальную сферу, ухудшается криминальная обстановка. В каждом втором поселении сокращается число жителей.

Острой проблемой населенных пунктов области является недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее убогость. В условиях рыночных отношений многим предприятиям стало невыгодным содержание объектов социальной сферы, а их передача на баланс органам местного самоуправления неэффективна из-за острого недостатка бюджетных средств и их несоответствия действующим нормативам и стандартам.

Чисто внешне все эти глубинные проблемы находят свое отражение во всеобщем запустении, разрушении облика городов и населенных пунктов области.

1.2.   В   большинстве   сел   и   поселков  области  сложилась неблагоприятная     социально     -     демографическая    ситуация, характеризующаяся снижением удельного веса населения трудоспособного возраста и повышения численности пенсионеров, свертыванием процессов притока   сельского   населения.   Отставание   по   уровню   жизни, неудовлетворительное   состояние  культурно  бытовой  инфраструктуры приводят  к оттоку населения наиболее трудоспособного возраста, что, в свою   очередь,  ведет к дальнейшему замедлению решения неотложных социально - экономических вопросов.

Для муниципальных образований области характерны низкий уровень и неподготовленность административно - управленческих и производственно - хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики.

1.3. Острой проблемой малых городов и поселков области является их транспортно - коммуникационная оторванность от областного и районных центров области. Повсеместным стал недостаток транспортных средств, сокращено число автобусных маршрутов общего пользования, уменьшена частота движения пригородных поездов, разрушается межхозяйственная транспортная инфраструктура. Менее 40% населения сельских населенных пунктов обеспечены телефонами.

Включение населенных пунктов области в плотную сеть коммуникационно - транспортных связей могло бы способствовать активизации их развития.

1.4. Для большинства малых городов, сел, поселков характерны низкий уровень технического оснащения структур их управления. Отсутствие информационной базы серьезно препятствует налаживанию горизонтальных связей, оперативному поиску вариантов развития и функционирования муниципальных образований, нахождению партнеров по коммерции и взаимовыгодному сотрудничеству, не позволяет организовать маркетинг ресурсов и инвестиционных предложений.

1.5. Проблемой является отсутствие в городах и населенных пунктах качественной градостроительной документации. Причины этого видятся в принижении роли градостроительных и архитектурных служб органами местного самоуправления. Требуется принятие эффективных решений по градостроительному развитию и включение их в систему основных мероприятий по управлению муниципальными образованиями.

1.6. Развитие малых городов населенных пунктов Калининградской области необходимо рассматривать в увязке с изменившейся геополитической ситуацией в России, а именно: с учетом массовой миграции, вызванной появлением зон техногенных катастроф и экологических бедствий, военных конфликтов, выводом войск в Россию, масштабной демобилизацией военнослужащих и некоторыми другими явлениями. Города, села и поселки области должны и могут в силу благоприятных географических условий региона занять особое место в государственной политике миграции населения. они весьма привлекательны для расселения дополнительного количества жителей при условии соответствующего расширения объемов жилищного и социально культурного строительства, обеспечения традиционных мер по развитию экономической активности и привлечению инвестиционных ресурсов.

1.7. Характер развития малых городов и населенных пунктов области в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, миграционные процессы.

Относительно более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых городах, селах и поселках делают выгодным размещение в них капитала и труда. В этой связи в среднесрочной перспективе в них можно ожидать повышение инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги.

Становление местного самоуправления, действенное нормативно правовое и административное регулирование использования территории, совершенствование управления и регламентации землепользования и градостроительства должны исключить неконтролируемое использование территории, хаотичное размещение застроек, нарушение санитарных норм, загрязнение окружающей среды, наступление на ценные ландшафты и т.п.

Таким образом, проблема развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области включает в себя широкий спектр задач, в основу решения которых должен быть положен проблемно- целевой подход, представляющий собой совокупность разнообразных форм и методов государственного воздействия: нормативно - правовых, экономических, социальных, организационных.