Статья 27. Время проведения областного референдума.
Голосование проводится в день референдума с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня референдума. Если по участку проголосовали все зарегистрированные участники референдума, участковая комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
Статья 28. Досрочное голосование.
Гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в областном референдуме, который в период, начиная с 15 дней до дня референдума, в день референдума не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня референдума) или участковой (за 3-1 день до дня референдума) комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ее бюллетеня для голосования ставится печать соответствующей территориальной комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному - члену соответствующей территориальной или участковой комиссии референдума. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой комиссии референдума. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой комиссии, а также подпись проголосовавшего участника референдума. Территориальные комиссии передают списки проголосовавших и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию референдума одновременно с передачей комплекта бюллетеней для голосования. Участковые комиссии отмечают в своем списке имеющих право участвовать в областном референдуме граждан, проголосовавших таким образом.
Статья 29. Голосование для областного референдума.
1. В 8 часов в день проведения областного референдума председатель участковой комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам участковой комиссии, присутствующим представителям инициативных групп референдума, политических партий и общественных объединений, средств массовой информации, участникам референдума пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными проголосовавшими ранее участниками референдума, и опускает извлеченные из них бюллетени в ящики для голосования, после чего приглашает участников референдума получать бюллетени для голосования. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии областного референдума.
2. При выдаче бюллетеня для голосования участнику областного референдума член участковой комиссии проставляет в списке граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме,серию и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, а участник референдума расписывается. Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других лиц запрещается.
3. Заполнение бюллетеня для голосования производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой комиссии или наблюдателя.
4. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против".
5. Если одновременно проходит голосование по нескольким вопросам или несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.
6. Заполненный бюллетень голосующий, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
7. Председатель участковой комиссии областного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь или член участковой комиссии, уполномоченный ею.
8. Член комиссии референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения участка референдума,если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление участника (участников) референдума. Решение об этом принимается соответствующей комиссией областного референдума.
9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по его письменной или устной просьбе участковая комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина с использованием специального переносного ящика. Таких ящиков не может быть более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена голосующим в письменной форме при прибытии к нему членов избирательной комиссии. Члены участковой комиссии (не менее 2-х членов комиссии), выезжающие по заявлениям, получают под роспись конкретное количество бюллетеней для голосования, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. Фамилии участников референдума, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором голосующий расписывается в получении бюллетеня для голосования, а член участковой комиссии - в его выдаче . Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения тайны голосования и искажения волеизъявления голосующего. При проведении голосования вне помещения участка областного референдума вправе присутствовать наблюдатели.
Статья 30. Подсчет голосов на участке областного референдума.
1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии областного референдума объявляет голосование оконченным. После этого могут получить бюллетени для голосования и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные бюллетени для голосования, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на ящиках для голосования и вскрывает их.
3. На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка областного референдума, все бюллетени, находящиеся в переносных ящиках, могут быть признаны недействительными по решению участковой комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. В целях исключения возможности фальсификации результатов голосования подсчет проводится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены члены участковой комиссии, а также присутствующие наблюдатели, члены инициативных групп референдума, представители средств массовой информации.
По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия устанавливает:
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за внесенный на областной референдум проект решения;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанных действительными;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, бюллетени неутвержденного образца, изготовленные неофициально, без печати территориальной или участковой комиссии либо подписи двух членов участковой комиссии.
В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
4. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому из них осуществляется отдельно.
Статья 31. Протокол по итогам голосования.
1. Итоги подсчета голосов по участку проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол.
В протоколе указываются:
а) общее число зарегистрированных по участку граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней для голосования; в) число бюллетеней, выданных в день областного референдума и оставленных ранее проголосовавшими; г) число бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования; д) число бюллетеней, признанных действительными; е) число бюллетеней, признанных недействительными; ж) число голосов, поданный за вынесенный на областной референдум проект решения; з) число голосов, поданных против; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления на нарушения настоящего Закона и принятые по ним решения.