Об экологической экспертизе
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Калининградской области от 23 апреля 2005 года N 574
____________________________________________________________________
Принят
областной Думой
27 июня 1996 года
Настоящий Закон принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об охране окружающей природной среды",Федеральным Законом " Об экологической экспертизе" и направлен на регулирование отношений в области экологической экспертизы и реализацию конституционного права граждан Калининградской области на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Правовую основу экологической экспертизы составляют:
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды";
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные акты РФ;
настоящий Закон.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
В Калининградской области осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
К ведению органов государственной власти области, как субъекта Российской Федерации, в части экологической экспертизы относятся:
1. Правовое регулирование отношений в сфере экологической экспертизы, не противоречащее законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе и предусматривающее учет специфики экологических, социальных и экономических условий области.
2. Получение от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы и иных компетентных органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду в пределах области.
3. Делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы в случае реализации объектов на территории Калининградской области и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
4. Информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.
5. Осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и настоящего Закона.
6. Решение других вопросов в области экологической экспертизы, если они не отнесены к ведению Российской Федерации.
Специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы на территории Калининградской области является территориальный специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды Минприроды Российской Федерации Калининградский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов (Калининградоблкомприроды), который имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.
1. К полномочиям территориального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы Калининградоблкомприроды, относятся:
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 10 настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
- установление срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона в части проведения государственной экологической экспертизы в пределах территории Калининградской области;
- нормативно-техническое, научно-методическое, методологическое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы, координация научных исследований по формированию базы нормативно-технических документов, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
- организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в пределах территории области.
2. Калининградоблкомприроды имеет право:
- иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам знаний в области воздействия человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности;
- получать бесплатно от органов исполнительной власти Калининградской области, некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы;
- принимать участие совместно с федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и органами экологической экспертизы иностранных государств в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;
- устанавливать непосредственные контакты и организовывать взаимодействие с органами экологической экспертизы иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, научно-методическими разработками, а также обмена специалистами в области экологической экспертизы;
- направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и необходимые для реализации своих полномочий в области экологической экспертизы.
3. Калининградоблкомприроды обязан:
- обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Федерального закона " Об экологической экспертизе", иных нормативных правовых актов Калининградской области,настоящего закона, а также требованиям иных нормативных правовых актов Калининградской области;
- предварительно информировать органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы - предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы;
- своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства Калининградской области об экологической экспертизе;
- направлять органам местного самоуправления, общественным организациям ( объединениям) и гражданам, представившим предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы;
- готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
- представлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на территории Калининградской области относятся:
- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
- принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
- организация общественных обсуждений, опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
- информирование специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, органов прокуратуры и органов государственной власти о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2. Органы местного самоуправления имеют право:
- получать от компетентных государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
- направлять в письменной форме специально уполномоченному государственному органу в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится Калининградоблкомприроды в порядке, установленном Федеральным законом " Об экологической экспертизе", нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами области.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне Калининградской области, подлежат:
- проекты нормативных правовых актов Калининградской области, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти области и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды и иную деятельность;
- материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Калининградской области, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ области, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты схем развития отраслей народного хозяйства области, в том числе промышленности;
3) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил области;
4) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
5) проекты инвестиционных программ Калининградской области и органов местного самоуправления;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах Калининградской области, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий областного и местного значения;
- документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении области и органов местного самоуправления;
- все виды градостроительной документации, в том числе:
1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;
2) генеральные планы городов, других поселений и их систем;
3) проекты городских и поселковых административных черт, а также сельских поселений;
4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;
- проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого-разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;
- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Калининградской области, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;
- документация, обосновывающая соглашение о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности или пользования участками недр регионального и местного значения;