Программа энергосбережения - важнейшая составляющая реформы ЖКХ региона в целом. Однако ее реализация напрямую связана с выполнением первоочередных этапов реформирования ЖКХ региона, которые проводятся формально.
В 90-х гг. в результате разграничения форм и прав собственности на частную, федеральную, региональную и местного самоуправления была утрачена административная вертикаль управления всей системой ЖКХ области. Для проведения единой региональной политики энергосбережения в ЖКХ необходимо восстановить управляемость отрасли в целом, используя принципиально новые подходы (экономические рычаги, льготное налогообложение, договорные отношения и т. п.).
Существующие договорные отношения между администрациями муниципальных образований и предприятиями, поставляющими ЖКУ населению, не соответствуют "Положению о договорных отношениях в жилищно-коммунальном хозяйстве". (Приказ Минстроя России от 20.08.1996 за N 17-133). Большинство предприятий ЖКХ не имеют лицензий.
Анализ работы УМП "Заказчик", созданных в муниципальных образованиях (12 ед.) показал, что последние выполняют только контролирующие функции и расчет жилищных субсидий. Создание служб Заказчика согласно Указу Президента РФ от 28.04.1997 г. N 425 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" экономически целесообразно в населенных пунктах, жилищный фонд которых содержит как минимум 30 - 40 тыс. квартир.
Анализ правовых документов, регламентирующих деятельность жилищно-эксплуатационных организаций, выявил, что они не имеют права работать в сфере оказания жилищных услуг. Организационно-правовая форма ЖЭУ не приведена в соответствие с ГК РФ, отсутствуют договорные отношения с потребителями. Одной из серьезных проблем обслуживания и эксплуатации жилищного фонда в регионе является то, что согласно Приказу N 368 от 16.12.1987 г. управления жилищно-коммунального хозяйства Калининградского облисполкома внутридомовые сети были переданы на техническое обслуживание специализированным предприятиям. В настоящее время из-за отсутствия достоверной информации, несоответствия областной статистической информации реальному положению дел вследствие применения устаревших статистических форм, отсутствия системного подхода в проведении единой региональной политики в сфере ЖКХ нет возможности произвести объективный анализ состояния дел в ЖКХ области. Для примера: по данным Калининградского областного комитета государственной статистики в области - 224 тыс. граждан, имеющих льготы по оплате ЖКУ, по данным Энергетической комиссии Калининградской области их 249 тысяч.
Исходя из вышеизложенного, для реализации настоящей Программы в ЖКХ необходимо:
- разработка методики и направлений реализации основных задач энергосбережения при создании единой системы государственного учета энергоресурсов на территории Калининградской области.
- формулирование, в связи с изменившимися условиями хозяйствования, региональных статистических форм отчетности предприятий, предоставляющих ЖКУ.
- проведение энергоаудита региона для составления баланса территорий муниципальных образований (теплового, водного, электрического);
- проведение мониторинга положения дел в ЖКХ региона.
- использование системного подхода в реализации Программы энергосбережения, единого для всех муниципальных образований региона.