Недействующий

Об утверждении Программы энергосбережения Калининградской области на 2001-2005 годы

2.3.5. Механизмы энергосбережения в ЖКХ


Для обеспечения практической реализации проектов энергосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергосбережению.

Эффективность использования указанных средств должна определяться по критерию сокращения потребности в бюджетных средствах, направляемых в виде дотаций предприятиям ЖКХ.

К основным механизмам, планируемым для стимулирования энергосбережения, следует отнести:

- предоставление органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления поручительств по кредитам, взятым на реализацию энергосберегающих проектов;

- сохранение на всех уровнях в распоряжении 100% экономии средств на срок окупаемости инвестиционного проекта + 1 год, достигнутой ими за счет реализации энергосберегающих мероприятий;

- закрепление в распоряжении организаций ЖКХ и организаций бюджетной сферы - потребителей ЖКУ при выделении им бюджетных ассигнований для оплаты топливно-энергетических ресурсов 100% экономии средств, полученных в результате реализации мер по энергосбережению, на срок окупаемости проекта + 1 год, при условии, что данные средства используются для погашения долгов, взятых на проведение энергосберегающих мероприятий, а также на проведение дополнительных работ по этому направлению (аналогично Постановлению Правительства РФ N 588 от 15.06.1998 г. "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения", см. Приложение 1, N 7);

- введение там, где это экономически и организационно оправдано, практики конкурсной передачи инвесторам коммунальных предприятий в доверительное управление или концессию. Критерием может служить предложение участниками конкурса наименьшего тарифа, а также объем и параметры инвестиционной программы, предлагаемой инвестором. При этом со стороны муниципальных образований необходим контроль за качеством предоставляемых услуг;

- разработка системы тарифообразования на коммунальные услуги, согласованной с объемами и структурой потребления населением тепло- и электроэнергии, воды, природного газа, и введение на этой основе дифференцированных тарифов на коммунальные услуги.

В рамках совершенствования нормативно - правовой базы по обеспечению энергосбережения в ЖКХ органам государственной власти Калининградской области необходимо:

- принять решения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет по льготному налогообложению в части НДС, налогов на прибыль и имущество, стимулирующие инвестиции предприятий в энергосбережение;

- установить порядок предъявления населению размеров оплаты коммунальных услуг в зависимости от фактического потребления по приборам учета;

- установить порядок обязательного проведения технического энергоаудита (определить организации, для которых его проведение является обязательным, источник финансирования, периодичность проведения и т.д.);

- разработать новую методику расчета и уточнить нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг.

В целях совершенствовании тарифной политики для стимулирования энергосбережения необходимо руководствоваться следующими принципами:

- система тарифов на энергию и ресурсы должна ориентироваться на исключение всех затрат, не являющихся необходимыми, быть прозрачной и доступной каждому потребителю;

- система тарифов должна стимулировать учет энергии и ресурсов на всех уровнях, для чего необходима дифференциация тарифных ставок: по объемам потребления энергии и ресурсов; по способам определения количества потребляемой энергии и ресурсов (в случае их приборного определения уровень тарифов должен быть ниже, чем в случае нормативного определения); по времени (периодам суток) потребления.

Для внедрения и развития системы ступенчатых и зональных тарифов постановлением администрации области N 239 от 10 мая 2000 г."О нормах потребления электрической энергии населением для бытовых целей" установлены социально обоснованные нормы месячного потребления электроресурсов. При потреблении сверх этих норм следует вводить повышенные тарифы (подробнее см. раздел 3.2 настоящей Программы).

Важным фактором энергосбережения в ЖКХ должно стать совершенствование стандартизации энергопотребляющего оборудования любого назначения, теплоизоляционных материалов, приборов и средств учета расхода энергоресурсов.