Недействующий

Об утверждении Программы энергосбережения Калининградской области на 2001-2005 годы

1.1. Введение. Цели и задачи


Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

(Федеральный Закон РФ от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении")

Программа энергосбережения в Калининградской области на 2001-2005 годы (далее - "Программа") разработана в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 01.11.99 г. N 250-р "О мерах по подготовке областной Программы энергосбережения", на основании Федерального Закона "Об энергосбережении", Федеральной целевой Программой "Энергосбережение России на 1998 - 2005 годы", Закона Калининградской области "Об энергосбережении". Программа направлена на обеспечение повышения энергетической эффективности экономики региона и создание экономических и правовых механизмов реализации программных задач. Содержание Программы обусловлено теми особенностями, которыми обладает Калининградская область в силу своего геополитического положения, экономического потенциала и социально-демографических условий. Осуществление данной Программы позволит снизить нагрузку на объекты топливно-энергетического комплекса области и облегчить решение социальных проблем путем сокращения бюджетных дотаций на топливо-энергообеспечение при одновременном ценовом и тарифном регулировании потребления энергоресурсов.

Развитие основных отраслей народного хозяйства Калининградской области во многом зависит от общественных затрат на первичные топливно-энергетические ресурсы и от ритмичности поставок энергоносителей.

Калининградская область является энергодефицитной. Более 95% электроэнергии поступает с ФОРЭМ (федерального оптового рынка электроэнергии и мощности) транзитом через Литовскую Республику. Газ, нефтепродукты поставляются в область также в основном с территории России, транзитом через Литовскую Республику. Существующие в области местные топливно-энергетические ресурсы (нефть, торф, биотопливо, бурый уголь), нетрадиционные источники энергии используются незначительно и не оказывают существенного влияния на энергетику региона. Поэтому суммарные затраты региона на удовлетворение потребностей экономики и населения в топливе и энергии очень велики.

В Калининградской области, как и в России в целом, за последние пять лет проявились негативные тенденции в развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Показатели в сфере производства и потребления энергоресурсов ухудшились; положение усугубляется тем, что значительный спад производства прошедших лет лишь в небольшой степени отразился на снижении абсолютных объемов потребления топлива и энергии. Эта ситуация имеет ряд причин:

- неоправданно высокая удельная энергоемкость производства, в 3-4 раза превышающая аналогичные показатели индустриально развитых стран;

- высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления;

- высокий уровень износа основных производственных фондов и энергетического оборудования. Оборудование электростанций области выработало свой ресурс более чем на 60%;

- применение устаревших энергоемких технологий и оборудования;

- низкая инвестиционная активность в регионе; сложности проведения технологической перестройки производств. Только за период 1994-1997 г. объем инвестиций в электроэнергетику области снизился в 1,5 раза;

- высокие бюджетные дотации на потребляемые энергоресурсы предприятиям ЖКХ и бюджетной сферы, превышающие реальный уровень оптимального потребления на 30-50%;

- рост тарифного давления на хозяйство области и население. За 1997-1999 годы резко выросли тарифы для населения за потребляемую электрическую энергию при одновременном снижении эффективности энергетического хозяйства ЖКХ. В то же время в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, происходит постепенное снижение дотаций на теплофикацию и водоснабжение, что при сохранении существующей тенденции к росту тарифов приведет к неплатежеспособности большей части населения и обострению проблемы неплатежей;

- ухудшение экологической обстановки. Повышенный объем потребления энергоресурсов, при высоком уровне потерь, ухудшает экологическую обстановку в области. Так, количество выбросов в атмосферу, производимых энергетическим хозяйством области, составляет: твердые выбросы - 6400 тонн в год, серного ангидрида - 13474 тонны в год, диоксидов азота - 2769 тонн в год.

Выходом из сложившейся в Калининградской области ситуации является проведение последовательной политики энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, создание и внедрение новых энергосберегающих экологически чистых технологий, призванных содействовать переводу экономики региона на энергосберегающий путь развития.

Главной целью разработки и реализации областной Программы является создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих повышение энергетической безопасности области, внедрение перспективных научно-технических достижений в сфере энергосбережения, вовлечение неиспользуемых или недостаточно используемых источников энергии, согласование интересов производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение максимально эффективного использования местных и поставляемых извне в область топливно-энергетических ресурсов;

- оптимизация использования бюджетных средств;

- реализация региональной энергетической политики при согласованности интересов и действий областных и местных органов власти, предприятий ТЭК региона и потребителей энергоресурсов.

Детализация главной цели и основных задач в соответствии с основными сферами деятельности позволила прийти к следующим блокам задач:

а) В производственной сфере:

- снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции на предприятиях, в быту, в сельском хозяйстве и т.д.;

- повысить энергетическую эффективность продукции, выпускаемой предприятиями;

- расширить номенклатуру рынка приборов измерения, учета и регулирования потребления энергоресурсов;

- улучшить метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;

- повысить коэффициент полезного действия существующих энергетических установок путем реконструкции или оптимизации их работы;

- снизить удельные топливно-энергетические расходы на единицу вырабатываемой электрической и тепловой энергии на электростанциях и котельных;