Жилищно-коммунальное хозяйство - важнейшая сфера жизнедеятельности региона, включающая в себя такие слагаемые, как состояние жилищ, водоснабжение и очистка сточных вод; тепло-энергоснабжение и т. д.
Жилищно-коммунальное хозяйство Калининградской области включает в себя жилищный фонд, который по состоянию на 1.01.2000 составил 17,4 млн. м2 общей площади, в том числе в городской местности - 13,2 млн. м2 (77%), в сельской 4,1 млн. м2 (23%). В среднем на каждого жителя области приходится 18,0 м2 общей площади.
Характерной особенностью жилищного фонда региона является наличие значительной доли жилых домов довоенной постройки (88% от общего количества) со степенью износа 70% и более и, так называемых "хрущевок", с низкими теплоизолирующими свойствами. На территории региона по данным Калининградского областного комитета государственной статистики насчитывается 1088 ветхих и 617 аварийных зданий при общем количестве зданий - 19821 ед.
Специфика Калининградского региона, отличающая его от остальной России, состоит в наличии немецких инженерных сетей, введенных в эксплуатацию до 1945 г.
Отсутствие в регионе единой программы развития инженерной инфраструктуры и, как следствие, отсутствие бюджетного финансирования приводит к тому, что не производится реконструкция старых сетей водоснабжения и водоотведения. Например, врезка канализационных сетей от вновь построенных объектов производится в "немецкие" коллекторы, без учета их пропускной мощности. Сдача в эксплуатацию многоэтажных домов без увеличения пропускной способности существующих водоводов ухудшает водоснабжение жилищного фонда довоенной постройки.
Наличие изношенных теплотрасс и водоводов сопровождается ресурсными потерями. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценить в 10 - 15%. Суммарная протяженность в регионе: водоводов - 2007 км, тепловых сетей - 485 км (в двухтрубном исчислении). В основном они имеют теплоизоляцию низкого качества, как правило, минеральную вату, теплопотери через которую составляют 15 - 20%. Применение современных технологий (бесканальная прокладка предизолированными трубами) в небольших объемах начала применяться с 1992 года.
Централизованное горячее водоснабжение в значительной мере осуществляется через ЦТП (центральные тепловые пункты), обустроенные устаревшими кожухотрубными водяными подогревателями. Использование ЦТП для подогрева воды в системах горячего водоснабжения обусловливает значительную протяженность наружных трубопроводов от ЦТП до здания. Срок их службы из-за значительной внутренней коррозии в 2 - 4 раза ниже нормативного (некачественная водоподготовка на теплоисточнике).
Предприятия - поставщики ЖКУ, не имеют финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов (вместо ежегодной замены 3 - 4% сетей перекладывается в лучшем случае 0,3 - 0,5% их общей длины) из-за отсутствия возмещения из бюджетов всех уровней выпадающих доходов по льготным категориям граждан. Отсюда убыточность работы предприятий ЖКХ, их "дотационное" существование, приводящее к тому, что ЖКХ региона "съедает" до половины областного бюджета.
Кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 1.01.2000 г. составила 819,7 млн. руб., из нее просроченная - 619,1 млн. руб. Из 97 жилищно-коммунальных предприятий области 2/3 имеют кредиторскую задолженность, возросшую в два раза за последние четыре года. В свою очередь бюджеты всех уровней имеют задолженность перед предприятиями ЖКХ (см. рис. 2.3.5 и 2.3.6).
По состоянию на 1 января 2000 года в структуре кредиторской задолженности организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, наибольший удельный вес приходился на задолженность по оплате коммунальных услуг - 40,4% (на 1 января 1999 года - 43,6%). Она расщепляется на: оплату отопления - 40,7% (в 1998 году - 45,5%), освещение - 35,3% (31,9%), водоснабжение помещений - 15,8% (14,0%).
Жилищно-коммунальные предприятия в большинстве случаев являются локальными естественными монополистами на своих территориях в силу технологических особенностей производства. Ввиду этого невозможна замена жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) услугами других производителей. Договоры на поставку тепла и воды фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителю на основе расчетов по нормативам, отражают объемы расчетных поставок, которые значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижение затрат, тарифы формируются по фактической себестоимости производства услуг. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. При затратном подходе к формированию цены игнорируется принцип: "Спрос - это готовность и возможность потребителей (организаций, населения и бюджета) оплачивать услуги соответствующего объема, качества и соответствующей стоимости". Вследствие сложившегося механизма затратно-нормативного ценообразования на ЖКУ и естественной монопольности территориального рынка, предприятия-производители ЖКУ не заинтересованы в снижении издержек производства, причем дальнейший рост тарифов не стимулирует предприятия к проведению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий.
В то же время доля населения в доходах по теплоснабжению региона весьма существенна и составляет 36% (всего 147634,4 тыс. руб.); в доходах по водоснабжению - 47% (всего 32943 тыс. руб.).
Договорные отношения между организациями, финансируемыми из бюджета, и поставщиками ЖКУ в настоящее время таковы, что недостаточное финансирование первых приводит к дальнейшему росту задолженности бюджетных организаций предприятиям ЖКХ региона; в силу чего предприятия - поставщики не заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг. При таком положении дел в ЖКХ региона ближайшим практическим шагом реформы отрасли следует считать проведение мероприятий энергосбережения и учета энергии, в первую очередь в сфере теплоэнергетики.