Для успешной реализации Программы, предлагаемых в ней мероприятий по энергосбережению, необходимы прежде всего два условия:
- наличие экономических стимулов на всех этапах реализации Программы;
- достаточный объем средств для осуществления программных мероприятий.
Выполнение этих условий возможно только при подтверждении независимой экспертизой экономической и энергетической целесообразности предлагаемых мероприятий или проектов.
Несовершенство хозяйственных механизмов в предыдущее пятилетие привело к тому, что низкий удельный вес затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции не стимулировали на местах деятельность по экономии энергии. Например, производителям тепловой энергии выгодно производить ее много потому, что это товар, который продается, и спрос на него не ограничен. Населению, потребляющему энергию, выгодно потреблять много, потому что много тепла - это комфорт, к которому стремится каждый, не затрачивая дополнительных средств. Эксплуатационников совершенно не интересует, сколько энергии они доносят до потребителей и сколько теряют при транспортировке.
Система стимулов определяется в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановлением Правительства РФ от 15.06 1998 г. N 588 " О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России ", Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 2 ст. 12, глава 2 ст. 56) и может быть представлена в виде трехзвенного комплекса "административного принуждение-поощрение-содействие". Ни одно из этих звеньев системы стимулирования не будет работать автономно от двух других, и только в комплексе возможна эффективная работа всей системы.
Административные меры стимулирования - это:
- введение удельных нормативов и жестких лимитов энергопотребления, подкрепленных конкретными позициями нормативных требований;
- сертификация изделий промышленности должна быть сориентирована на снижение энергоемкости продукции с целью постепенного вытеснения оборудования, потребляющего много энергии, лучшими модифицированными образцами, характеризующимися высокой эффективностью;
- создание системы контроля за соблюдением нормативов и качества производимой предприятиями продукции с полномочиями накладывать строгие экономические санкции на нарушителей в соответствии с законодательством РФ.
К числу стимулов поощрительного характера следует отнести:
- принцип оплаты за энергию в соответствии с ее учетным, а не расчетным объемом потребления. Здесь необходимо выполнить значительный объем работы по внедрению системы учета расхода энергоресурсов от выработки до потребления каждым потребителем непосредственно в местах потребления (предприятиях, организациях, квартирах, коттеджах, зданиях и т.д.), а также добиться платежей за энергию, соответствующих потребляемому количеству;
- разработку мер поощрения специалистов и работников, участвующих непосредственно в выработке и транспортировке энергии до потребителя, за сэкономленную энергию и топливо. Материальная и личная заинтересованность специалистов позволит активизировать их эффективное участие в реализации энергосберегающих мероприятий.
- введение налоговых льгот в части налогов, поступающих в областной бюджет, для тех хозяйствующих субъектов, кто экономит энергию;
- предоставление со стороны государственных органов гарантий возврата средств, привлекаемых для осуществления энергосберегающих проектов.
Меры содействия - это вспомогательные меры, которые необходимы тогда, когда уже начали работать меры принуждения и поощрения. Однако вряд ли стоит рассчитывать на успех этих мер, если им не будет предшествовать работа по созданию нормативной базы системы контроля и санкций, системы учета и платежей по ним - всего того, что называется сервисно-менеджерским механизмом энергосбережения. После того, как будет создан этот механизм, появится спрос на энергетических менеджеров и консалтинговые службы.
Однако любой успех в области энергосбережения обусловлен прежде всего предшествующими затратами. Эти затраты тем существеннее, чем более ощутимого успеха и экономии топливно-энергетических ресурсов мы желаем достичь. Сегодня в области таких средств нет в достаточном количестве. Предлагаемая система стимулирования предприятий и граждан призвана привлечь их собственные средства и кредиты банков для осуществления насущных энергосберегающих мероприятий.
Вместе с тем, энергосбережение является столь существенной частью государственной областной политики, что область вынуждена будет вкладывать часть средств централизованно.
Одним из самых эффективных рычагов воздействия на вопросы энергосбережения является ценовая политика государства и области. С одной стороны, высокие цены на топливо и энергоносители обусловили главенствующую роль энергосбережения в экономике, а с другой стороны - выполнение энергосберегающих программ требует установления таких тарифов на энергию, которые способствовали бы этим программам. Необходима сбалансированная жесткая тарифная политика, чтобы достичь таким способом сразу двух целей - экономии топлива и накопления бюджетных средств.
Стимулирование потребителей и производителей энергоресурсов в энергосбережении осуществляется путем предоставления им определенных льгот, если они осуществляют или инвестируют энергосберегающие мероприятия. Льготы таким потребителям и производителям энергоресурсов предусматриваются в Федеральном Законе "Об энергосбережении" (статья 14) и в областном Законе "Об энергосбережении".
При определении объемов бюджетного финансирования для оплаты используемых потребителями бюджетной сферы энергетических ресурсов органам исполнительной власти области в пределах действующего законодательства следует учитывать:
- выполнение мероприятий по энергосбережению, в том числе в рамках данной Программы, а также использование имеющегося энергосберегающего потенциала Программы;
- в целях стимулирования энергосбережения сохранение при выделении бюджетных ассигнований на приобретение энергетических ресурсов 100% экономии средств, достигнутой за счет реализации энергосберегающих проектов, на срок окупаемости проекта (прибора) плюс один год (аналогично Постановлению Правительства РФ N 588 от 15.06.1998 г., см. Приложение 1, N 7);
- сохранение при проведении мероприятий и программ по энергосбережению базового уровня объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на 1 год срок окупаемости затрат на энергосбережение;
- необходимость разработки и введения с 2002 г. на территории области социально обоснованных стандартов потребления предприятиями, учреждениями и населением тепло- и электроэнергии, горячей и холодной воды, природного газа. При превышении потребителями этих стандартов оплата должна производиться по повышенным тарифам и ценам;
- возможность передачи объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла;
- соблюдение бюджетных стандартов потребления энергоресурсов: при выявлении нерационального расхода энергоресурсов или превышении бюджетных стандартов их потребления дотационным муниципальным бюджетам сокращается дотация. Размер сокращения дотации из областного бюджета соответствует выявленному нерациональному расходу энергоресурсов;
- затраты на обязательные энергетические обследования (энергоаудит).