Применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено Федеральным законом "Об энергосбережении", ГК РФ, а также постановлениями Правительства РФ от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" и от 08.07.97 г. N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы".
Приоритетные объекты и мероприятия по энергосбережению, дающие наибольший эффект:
1. Выбор оптимальной тактики оснащения приборами учета по категориям пользователей энергоресурсов и воды (в настоящее время, например, в областном центре приборы учета и контроля составляют по газоснабжению - 8,6%, по теплу и горячей воде - 10,1%, холодному водоснабжению - 22% от необходимого количества).
2. Оснащение приборами узлов учета на границах раздела эксплуатационной ответственности между поставщиками ЖКУ и потребителями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 40 - 80% от расчетных нагрузок по отоплению и ГВС. Как следствие, сократятся приписки в объемах поставляемых ресурсов со стороны тепло- водоснабжающих организаций. Например, услугу отопления и горячего водоснабжения в основном жителям города оказывает МП "Калининградтеплосеть", а также ряд ведомственных котельных.
В городе Калининграде порядка 30% жилищного фонда довоенной постройки, в них эксплуатируются автономные системы отопления и горячего водоснабжения. Для расчета примем допущение - все население города пользуется услугами центрального отопления и горячего водоснабжения. Исходя из этих условий, 338,1 Гкал/час необходимо для оказания услуг, а суммарная установленная мощность всех источников тепловой энергии города равна 1300 Гкал/час. В итоге, мы можем сделать следующее заключение: 25% суммарной установленной мощности всех источников тепловой энергии г. Калининграда достаточно, чтобы во всех квартирах (даже не имеющих центрального отопления, при температуре окружающего воздуха - минус 20 градусов С), была температура 18-20 градусов тепла, а каждый из 424000 калининградцев имел возможность пользоваться горячей водой температурой 50 градусов. Реальная суммарная мощность на самом деле ниже, тем не менее, расчет тарифов потребителям производится с учетом установленной мощности теплоисточников. Списание же топлива производится по проектной тепловой нагрузке жилищного фонда.
3. К числу первоочередных задач относится оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий даст для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%. Сэкономленные таким образом средства необходимо использовать на проведение дальнейших мероприятий по энергосбережению.
4. На вводах в общественные здания следует устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, являющиеся причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.
Немаловажное значение имеет обоснованный выбор номенклатуры приборов. В современных условиях важно ориентироваться на фирмы-производители, предоставляющие заказчикам широкий круг услуг (консультации, проектирование, монтаж, наладка, гарантийное и постгарантийное обслуживание).
Выбору оптимальных схем организации учета энергоресурсов и эксплуатации приборов должны предшествовать мероприятия по анализу схем тепло- и водоснабжения, определению причин и источников наибольших потерь, а также обоснованных норм энергопотребления для рассматриваемого объекта.
Насосные станции подкачки воды городского коммунального хозяйства, характеризуемые широким спектром водоразбора в течение суток, являются идеальной сферой применения частотно-регулируемого привода. Опыт внедрения таких электроприводов показывает, что с использованием существующего насоса потребление электрической энергии уменьшается в два-четыре раза, позволяет снизить пиковые нагрузки на электросеть и исключить гидравлические удары на водопроводные сети. Постоянное давление, обеспечиваемое регулятором давления преобразователя частоты, позволяет создать оптимальное давление при широком изменении расхода воды, а также снизить утечки воды до 20%.
Часть указанных мероприятий может осуществиться в рамках перенесения хозяйственной ответственности ближе к потребителю, например, за счет передачи объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла. Кроме того, в рамках реализации настоящей Программы возможно разработать и реализовать комплекс мер по формированию вторичного рынка технологического оборудования, используемого для технического перевооружения и модернизации производства и жилищно-коммунального хозяйства.