На транспорт и связь приходится 8-12% всего потенциала экономии теплоэнергетических ресурсов. За пятилетие с 2001 по 2005 года экономия должна составить 117,6 тыс. т.у.т, а по потреблению электрической энергии 43,9 млн.кВт.ч. В 2005 году транспортной отрасли потребуется 140 млн. кВт.ч. электроэнергии.
Одним из важных резервов экономии органического топлива является электрификация железнодорожного транспорта и расширение сферы применения электрифицированного городского транспорта вместо автобусного.
В Калининградской области доля потребления энергоресурсов на транспорте в общем потреблении составляет всего 5-6%. Использование рекуперации (возврат энергии в сеть при торможении) позволяет экономить 2-3% электроэнергии. Снижение потерь электроэнергии в контактной сети и на тяговых подстанциях с использованием многофазных преобразователей с вентилями высокого класса и естественным охлаждением, трансформаторов с улучшенными параметрами, а также автоматического управления позволяют экономить дополнительно 2-3% электроэнергии.
Энергооптимальное вождение поездов с помощью аппаратно-программных комплексов, установка локальных энергосистем, использование приборов учета энергоресурсов, внедрение дистанционного управления электроснабжением, технологическими процессами, в том числе и по радиоканалу, также увеличивают потенциал энергосбережения на транспорте.
В теплоэнергетике потенциал энергосбережения на транспорте реализуется за счет:
- повышения удельного веса дизельных двигателей в автомобильном транспорте;
- совершенствования систем эксплуатации двигателей на железнодорожном и морском транспорте;
- замены устаревшего и неэффективного теплоэнергетического оборудования на высокоэффективное;
- вторичного использования нефтесодержащих отходов;
- утилизации вторичных энергетических ресурсов;
- перевода на газ карбюраторных двигателей;
- совершенствования работы топливной аппаратуры дизелей.