Недействующий

Об утверждении Программы энергосбережения Калининградской области на 2001-2005 годы

3.3.1. Государственная финансовая поддержка


Реализацию Программы энергосбережения Калининградской области предусматривается осуществлять при государственной финансовой поддержке. В ряде субъектов Российской Федерации практика оказания такой поддержки отдельным исполнителям инвестиционных энергосберегающих проектов показала целесообразность использования такого механизма. Подобная поддержка энергосбережения широко используется в настоящее время в промышленно развитых странах, необходимость ее вызвана недостаточностью чисто экономических и административных стимулов у потребителей энергии.

Государственная финансовая поддержка энергосбережения способствует привлечению кредитов и других инвестиционных ресурсов (целевые облигационные займы, вексельный кредит, товарный (энергетический) кредит, паевые инвестиционные фонды, финансовый лизинг и др.).

Совокупная государственная поддержка энергосбережения осуществляется в форме предоставления исполнителям проектов кредитов; для субъектов бюджетной сферы на безвозмездной основе выделяются ссуды. Для предприятий небюджетной сферы кредиты выдаются на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок, исходя из значимости и сроков окупаемости проектов; также энергосберегающие проекты стимулируются путем предоставления заемщику государственных гарантий. Источниками таких средств являются:

- целевые средства федерального, областного и местных бюджетов (бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции). Предусматриваемая в них отдельной строкой величина этих средств ограничена, и по расчетам не превысит 3-6 млн. руб. в год, что за период до 2005 года составит 15-30 млн. руб. Выделение и использование этих средств демонстрирует заинтересованность государства в освоении конкретных технологий, нового оборудования, материалов, конструкций, обеспечивающих режим энергосбережения;

При этом суммарная величина средств государственной финансовой поддержки за период реализации Программы составит около 15% от величины затрат на энергосбережение. На втором этапе, после 2002 года по мере усиления роли рыночных механизмов и стимулирования энергосбережения величина государственной поддержки будет сокращаться.

На первом этапе реализации Программы энергосбережения, когда консолидированные средства поддержки энергосбережения еще невелики, а рыночные механизмы будут задействованы позже, в областном бюджете для поддержки региональной инвестиционной программы энергосбережения следует предусмотреть целевое выделение директору Программы материальных и других ресурсов (включая бюджетные и внебюджетные средства). Часть вырученных средств от использования выделенных ресурсов должна направляться на финансирование энергосбережения, увеличивая долю государственной поддержки.

Наиболее существенной по объему должна быть государственная финансовая поддержка энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве и в бюджетной сфере. Это вызвано острым дефицитом консолидированного областного бюджета, более 25% которого используется на дотации жилищно-коммунального хозяйства.