Рассматривая тарифную политику как инструмент выполнения Программы энергосбережения области необходимо остановиться на следующих аспектах и направлениях.
В газоснабжении. Необходимо в процессе реализации настоящей Программы максимально отказаться от системы расчетов населения за потребленный газ по нормам потребления газа в зависимости от вида газоснабжения. Это может быть достигнуто только за счет установления приборов учета у всех потребителей.
В электроснабжении. Построение тарифной системы в электроэнергетике, обеспечивающей цели энергосбережения региона, должно охватывать тарифное регулирование на всех этапах производства, передачи и распределения энергии. Вершиной этой пирамиды является становление энергетического рынка России, предусматривающего разделение его на сферы, где цены на производимую энергию могут определяться в результате конкуренции, и где конкуренция в условиях естественной монополии деятельности потенциально невозможна. В первом случае могут быть рассмотрены федеральные электрические станции, объединенные единой диспетчеризацией (ОДУ России) и отпускающие производимую энергию на Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Во втором - это услуги по передаче и распределению энергии потребителям, включая сбытовую функцию. Правила работы, система тарифов и их уровень на ФОРЭМе регулируются Федеральной энергетической комиссией России и имеют решающее значение для построения тарифной системы в Калининградской области, обеспечивающей выполнение задач энергосбережения.
Проведение и совершенствование тарифной политики в Калининградской области в целях энергосбережения будет осуществляться параллельно по нескольким направлениям. Так, компенсацией для населения неизбежного и объективно необходимого роста тарифов на электроэнергию должно стать внедрение в практику "ступенчатых" тарифов, предусматривающих разные их уровни в зависимости от объема потребления. Первый уровень этого тарифа в размере себестоимости электроэнергии в среднем по энергоснабжающей организации устанавливается на объем потребления электроэнергии одним человеком в месяц, соответствующий количеству энергии, гарантированному государством в составе "потребительской корзины". В настоящее время этот уровень составляет 50 кВт.ч. Второй уровень тарифа на объем потребления энергии одним человеком в месяц в интервале от 50 до 150 кВт.ч устанавливается с коэффициентом не менее 1,5. При этом, верхнее значение интервала в 2 раза превышает среднестатистический уровень потребления электроэнергии жителем Калининградской области. И третий уровень тарифа устанавливается с коэффициентом не менее 2 по отношению к первому на объем потребления более 150 кВт.ч в месяц, предполагающий использование энергии на уровень жизни с высоким комфортом.
В качестве примера рассмотрим расчет платы за потребленную энергию в течении месяца в количестве 680 кВт.ч. семьей из 4 человек. При действующем тарифе для населения 60 коп.\кВт.ч. платеж составит 680 х 60 = 408 руб. Предлагаемая модель предусматривает тариф первого уровня 40 коп.\кВт.ч., второго - 60 коп.\кВт.ч., третьего - 80 коп.\кВт.ч. При установленной норме потребления электроэнергии на одного человека первого уровня 50 кВт.ч. и второго 100 кВт.ч. суммарный платеж семьи составит 384 руб. = (4 х 50) х 40 коп. + (4 х 100) х 60 коп. + (680 - 600) х 80 коп.
Иной расчет и схема платежа будут в случае потребления 680 кВт.ч. семьей из 3-х человек: (3 х 50) х 40 коп. + (3 х 100) х 60 коп. + (680 - 450) х 80 коп. = 424 руб.
Внедрение ступенчатых тарифов потребует от энергоснабжающей организации изменения учетной базы абонентов - "от счетчика до человека". Переход на новую систему тарифов может быть осуществлен двумя способами: единовременно для всех потребителей, или постепенно на основании поданных заявлений. В первом случае, даже при наличии предшествующей разъяснительной работы, неизбежно будут иметь место несоответствия учетной базы пользователей электроэнергией у конкретного абонента и фактическим отражением их в платежных документах, что потребует от энергосбытовой организации значительных организационных усилий по корректировке учетной базы абонентов и совершенствованию контроля. Во втором случае переход на ступенчатые тарифы может повлечь для энергоснабжающей организации снижение объема реализации и получение убытков в связи с переходом на новые тарифы только тех потребителей, которые получат существенную экономию при оплате энергии. Ликвидировать указанные негативные факторы позволит установление ограничительного срока на введение новой системы тарифов для всех потребителей. В настоящее время на электроэнергию, получаемую Калининградской областью с ФОРЭМа, установлен двуставочный тариф учитывающий по первой ставке стоимость единицы энергии, и по второй ставке заявленную мощность перетока в часы максимума нагрузки. Переход на расчеты за переток электроэнергии по тарифам, установленным на пиковый, полупиковый и внепиковый период нагрузки позволяет перейти на поэтапное установление для потребителей Калининградской области зональных (по зонам суток) тарифов на электроэнергию. Соотношение абсолютных значений тарифов в пиковую зону, полупиковую (дневную) и внепиковую (ночную) зоны составит как 4:2:1.
Внедрение в практику зональных тарифов не требует одномоментного перехода на новую систему тарифов, а может быть внедрено в порядке эксперимента, для ограниченного круга потребителей по их инициативе. На основании решения Энергетической комиссии о введении в действие зональных тарифов потребители, в целях минимизации расходов на энергоресурсы, пересматривают графики потребления электроэнергии, что непосредственно отражается на снижении нагрузки в пиковый период суток по энергосистеме в целом. Обязательным условием для перехода на зональные тарифы является оснащение потребителей соответствующими приборами учета. Первоначально целесообразно осуществить перевод на зональные тарифы крупных промышленных потребителей, присоединенных к сети высокого напряжения, что создаст предпосылки для получения ощутимой экономии затрат на приобретение энергии у энергоснабжающей организации. Предоставление возможности получения энергии потребителями по низким тарифам создаст предпосылки для появления новых специфических производств, что определит прирост потребления в промышленном секторе. Для создания более льготных условий перехода населения на зональные тарифы за счет установления упрощенных приборов учета по этой группе могут устанавливаться только ночные и дневные тарифы.
В рамках настоящей Программы предусматривается введение в практику многообразия для потребителей тарифных схем по оплате энергоресурсов. Однако на первом этапе (2000-2001 годы) целесообразно введение зональных тарифов по заявочному принципу для населения и отдельных промышленных потребителей. На втором этапе (2002-2005 годы) предполагается переход на ступенчатые тарифы для населения, расширение перечня категорий потребителей, использующих зональные тарифы, совершенствование тарифных схем в газоснабжении.
Конечной целью совершенствования тарифной системы на электрическую энергию в Калининградской области является соблюдение принципа прямой зависимости уровня установленных тарифов для потребителей и затрат на его энергообеспечение. В первую очередь это определяется уровнем напряжения в сети точки подключения потребителя. Для этого придется отказаться от структурирования потребителей по отраслевому или функциональному признаку. Однако, учитывая, что в этом случае значительно возрастут тарифы для населения, подключенного в основном к сети низкого напряжения 220 В, а на меры социальной помощи потребуются большие финансовые ресурсы, практическое внедрение этих мер займет достаточно долгий период.
Совершенствование тарифной системы в потреблении тепловой энергии требует на первом этапе организации приборного учета групповых потребителей и, в перспективе - учет потребления теплоэнергии индивидуальными потребителями.
Важным рычагом для стимулирования энергосберегающих мероприятий потребителей является тарифный кредит, предусматривающий установление льготного тарифа на объем электро- теплоэнергии, обеспечивающий предприятиям получение экономии по оплате энергоресурсов в сумме, достаточной для финансирования энергосберегающих проектов. Это один из способов не только стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, но и приобретения в дальнейшем добросовестного плательщика.