Недействующий

Об утверждении Программы энергосбережения Калининградской области на 2001-2005 годы

Таблица 3.2.1 Динамика изменения тарифов для промышленности и населения

(руб. за кВт.ч без НДС)

  ----------------------------------------------------------------------

 |              |1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|1998 г.|1999 г.|2000 г.|

 |--------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|

 |Промышленность|39,74  |134    | 285,3 |  380  | 0,47  | 0,47  | 0,55  |

 |--------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|

 |Население     | 5,0   | 33,3  |  92   |  125  | 0,162 | 0,217 | 0,42  |

  ----------------------------------------------------------------------


Примечание: указанные значения тарифов соответствуют началу года.

Начиная с 1994 года, широкое распространение получила практика перекрестного субсидирования населения за счет промышленных потребителей энергии. В условиях существенного падения объемов промышленного производства столь высокие масштабы перекрестного субсидирования наносят серьезный ущерб жизнеспособности реального сектора экономики и требуют проявления политической воли и немедленных мер со стороны государства по устранению практики перекрестного субсидирования, не имеющей ничего общего с цивилизованным установлением экономически обоснованных тарифов.

Для устранения указанных диспропорций и проведения работы по поэтапному прекращению перекрестного субсидирования в электроэнергетике, доведения уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения, в 1997 и 1998 годах были приняты соответствующие постановления Правительства Российской Федерации. Этими постановлениями до конца первого полугодия 2000 года предусматривалось установление тарифов на электроэнергию для населения не ниже 100 процентов средней по области фактической стоимости энергии для напряжения 220 В.

Однако, в связи с наступившим в августе 1998 года общим финансово-экономическим кризисом в Российской Федерации, существенным скачком цен не только на импортируемую, но и на отечественную продукцию; резким снижением уровня жизни населения, неблагоприятной динамикой инфляционных процессов, отсутствием компенсационных средств федерального бюджета по предоставляемым льготам при росте тарифов на электроэнергию для населения практика перекрестного субсидирования продолжает иметь место.

К сфере тарифного регулирования, относящейся к компетенции субъекта федерации, относятся розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению. Особенностью тарифной системы и порядка расчетов за этот вид энергоресурсов является взимание платы с жителей, квартиры которых не оснащены приборами учета потребления газа, рассчитанной по усредненным нормам потребления на одного человека в зависимости от вида газоснабжения. Такая система расчетов за энергоресурсы является противоречащей понятию энергосбережения, так как провоцирует потребителей не только на расточительное использование ценного вида топлива, но и его расходование на цели, не предусмотренные упомянутыми нормами.

В газоснабжении населения области перекрестное субсидирование выражено в виде переноса части затрат по снабжению населения сжиженным газом на затраты и, соответственно, цену природного газа. Целью такого перекрестного субсидирования является выравнивание размера оплаты населением газоснабжения при значительной диспропорции фактических затрат энергоснабжающей организации по Калининграду, население которого в основном обеспечено природным газом, и по муниципальным образованиям, газоснабжение которых осуществляется сжиженным газом, доставляемым в область железнодорожным транспортом и распределяемым по области автоцистернами.

Таким образом, применяемые в настоящее время тарифы выполняют одну основную функцию-компенсацию общих затрат энергоснабжающих организаций, но их уровень не зависит от качества и надежности энергоснабжения, точки присоединения и времени потребления энергии. Система тарифов не сориентирована на проведение энергосберегающих мероприятий у потребителей (за исключением абсолютного уменьшения потребления) и не увязана с экономией затрат энергоснабжающих организаций на производство и распределение энергии.