В настоящее время Псковская область занимает одно из первых мест в Северо-Западном федеральном округе по показателям количества погибших людей на водных объектах в расчете на 100 тыс. человек населения (в 2011 году - 12 человек на 100 тыс. человек населения). Основными факторами, влияющими на количество несчастных случаев, связанных с гибелью людей в местах массового отдыха населения на водных объектах, являются:
недостаточное количество оборудованных мест массового отдыха (из 141 наиболее пригодных и часто используемых населением мест отдыха на водных объектах области официально зарегистрированы только 2 пляжные зоны в городах Псков и Великие Луки);
отсутствие профессиональной спасательной службы на водах;
низкая культура организации отдыха;
большое количество водных объектов, пригодных для массового отдыха.
По итогам 2011 года на водных объектах области погибло 106 человек, из них на отдыхе в необорудованных местах - 83 человека. Подобная картина с определенной долей погрешности сохраняется уже в течение ряда лет (2010 год - 140/116, 2009 год - 125/82).
Таблица
| ||||||||
N | Наименование | Количество погибших на водных объектах | Средний | |||||
п/п | муниципальных образований | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | показатель за 6 лет |
1 | г. Псков | 21 | 15 | 26 | 10 | 17 | 20 | 18 |
2 | г. Великие луки | 8 | 13 | 5 | 6 | 10 | 5 | 8 |
3 | Псковский район | 5 | 7 | 10 | 12 | 18 | 5 | 10 |
4 | Великолукский район | 14 | 14 | 7 | 2 | 14 | 8 | 10 |
5 | Бежаницкий район | 6 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 |
6 | Гдовский район | 5 | 6 | 3 | 4 | 7 | 6 | 5 |
7 | Дедовичский район | 3 | 8 | 3 | 1 | 6 | 1 | 4 |
8 | Дновский район | 2 | 6 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
9 | Красногородский район | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 |
10 | Куньинский район | 3 | 12 | 8 | 4 | 2 | 3 | 5 |
11 | Локнянский район | 5 | 5 | 4 | 11 | 2 | 1 | 5 |
12 | Невельский район | 12 | 10 | 5 | 8 | 6 | 3 | 7 |
13 | Новоржевский район | 6 | 4 | 1 | 4 | 4 | 2 | 4 |
14 | Новосокольнический район | 6 | 9 | 2 | 4 | 6 | 4 | 4 |
15 | Опочецкий район | 9 | 7 | 1 | 3 | 6 | 6 | 5 |
16 | Островский район | 5 | 7 | 6 | 12 | 3 | 6 | 7 |
17 | Палкинский район | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 |
18 | Печорский район | 1 | 10 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 |
19 | Плюсский район | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
20 | Порховский район | 5 | 3 | 5 | 6 | 4 | 1 | 4 |
21 | Пустошкинский район | 10 | 3 | 4 | 8 | 4 | 6 | 6 |
22 | Пушкиногорский район | 1 | 2 | 0 | 2 | 6 | 4 | 2 |
23 | Пыталовский район | 4 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 |
24 | Себежский район | 10 | 8 | 0 | 9 | 3 | 4 | 6 |
25 | Струго-Красненский район | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 6 | 3 |
26 | Усвятский район | 0 | 1 | 2 | 1 | 4 | 0 | 1 |
Всего | 153 | 163 | 107 | 125 | 140 | 106 | х |
Снижение количества погибших на водных объектах в отдельные годы обуславливается только неблагоприятными для отдыха на воде погодными условиями.
В подавляющем большинстве спасение людей в необорудованных местах отдыха на воде осуществляется отдыхающими или прохожими. Отсутствие или недостаточность оборудованных мест отдыха в населенных пунктах вынуждает жителей искать более удаленные и удобные для отдыха места.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для массового отдыха на водных объектах жителей поселений и городских округов, охрана их жизни и здоровья возложена на органы местного самоуправления. Однако в настоящее время данным вопросам не уделяется должного внимания.
Масштабные зоны ответственности подразделений аварийно-спасательной службы области, их универсальный характер деятельности (техногенные происшествия, обеспечение мероприятий, поиск заблудившихся, поиск утонувших и т.п.), а также ограниченная численность не позволяют организовать регулярные профилактические и практические мероприятия по обеспечению безопасности на водных объектах.
Снижение смертности, обеспечение безопасного отдыха граждан, сохранность их жизни и здоровья являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Псковской области и отвечают целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года. До настоящего времени целенаправленных мер по решению проблемы обеспечения безопасности на водных объектах не принималось.
С учетом существующего уровня риска гибели на водных объектах в Псковской области эффективное обеспечение мероприятий безопасности может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов, что может быть возможным только с применением программно-целевого метода решения проблемы.
Необходимость решения проблемы обеспечения безопасности населения в местах массового отдыха на водных объектах Псковской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:
1. При определенных климатических условиях риску подвергаются все группы населения области.
2. Межведомственным характером проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений.
3. Длительностью решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.