Концепция областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" разработана в продолжение заканчивающей действие в 2012 году областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа 2009-2012).
Реализуемые в рамках Программы 2009-2012 меры по организации отдыха и оздоровления детей привели к следующим позитивным качественным и количественным результатам:
увеличилась доля оздоровленных детей от общего количества детей школьного возраста с 58,6 % до 60,3 %;
увеличилась доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших отдых и оздоровление, от общего количества детей данной категории с 10,3 % до 20 %;
сохраняется высоким оздоровительный эффект у детей после отдыха: в 2009, 2010 годах - 98 % и в 2011 году - 99 %.
На базе загородных оздоровительных лагерей созданы эффективные механизмы поддержки детей с особыми потребностями, талантливых детей и детей, нуждающихся в особой социальной защите. В 2012 году для детей были организованы 22 профильные смены: спортивные смены по различным видам спорта, экологические, творческая смена "Псковские узоры", смены для активистов детских движений, реабилитационные смены для детей-инвалидов, смены для подростков, состоящих на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Ежегодно для более 2000 детей с ослабленным здоровьем организуются санаторно-оздоровительные смены на базе двух санаториев области "Хилово", "Голубые озера", где дети вместе с отдыхом получают необходимое лечение по назначениям врачей.
В области сохранена сеть загородных оздоровительных лагерей и на сегодня она представлена 34 лагерями: 12 лагерей областной собственности, 4 лагеря - муниципальной собственности, 2 лагеря - частной собственности и 6 загородных лагерей открываются областными, муниципальными и частными организациями на базе санаториев, туристических баз, баз отдыха и других организаций различных форм собственности.
Итогом реализации Программы 2009-2012 стали сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации набора социальных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей, рост качества оздоровления.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, в сфере отдыха и оздоровления детей сохраняются отдельные проблемы.
По-прежнему ежегодная потребность в оздоровлении детей остается высокой, причинами которой служат:
высокий рост заболеваемости органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы;
рост показателя инвалидности детей (в 2010 году - 173,1 на 10000 детского населения, в 2011 году - 181,1);
стабильно высокое количество социально незащищенных категорий детей (по состоянию на 01.01.2012 в области проживает более 49138 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. 3369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2057 детей-инвалидов, 11814 детей воспитываются в многодетных семьях; на учете органов опеки и попечительства находятся 3369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Одной из важнейших проблем является устаревшая материально-техническая база загородных оздоровительных лагерей, что сказывается на качестве отдыха и оздоровления детей и удовлетворенности населения данным видом услуг. В большинстве загородных лагерей отсутствует отопление, требуется капитальный ремонт и реконструкция. Из 18 стационарных загородных оздоровительных лагерей только 2 лагеря - "Звездный" и "им. Г.Титова" могут принимать на отдых детей круглогодично.
Остро стоит проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей. Вследствие низкой заработной платы работников загородных лагерей, некомфортных условий проживания персонала, временного периода работы в 50 % загородных лагерей существует проблема недостаточного укомплектования их педагогическим и обслуживающим персоналом.
Крайне актуальное значение имеют вопросы обеспечения комплексной безопасности детей в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления.
Необходимость решения социально-значимых проблем в сфере отдыха и оздоровления детей продиктована законодательством Российской Федерации.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, политика органов государственной власти области также направлена на сохранение социальной стабильности, надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан.
Реализация указанной Стратегии в социальной сфере предполагает приоритетное внимание к работе учреждений социальной сферы, профилактике заболеваний, пропаганде и обеспечению здорового образа жизни, охране детского и материнского здоровья.
Актуальные направления Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 10 февраля 2011 г. N 38-р, - здравоохранение и укрепление здоровья населения, социальная защита граждан, семьи и детства.
Таким образом, цели и задачи разрабатываемой областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) соответствуют политике государства в сфере отдыха и оздоровления детей, основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.