Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы"

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Задача повышения уровня защищенности населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера без программно-целевого метода планирования распадается на решение ряда частных задач в этой сфере, что не позволит обеспечить требуемую динамику снижения количества чрезвычайных ситуаций, числа погибших в чрезвычайных ситуациях и ущерба от чрезвычайных ситуаций даже при увеличении финансирования для решения этих задач.

Единственный путь сохранения динамики снижения риска чрезвычайных ситуаций на высоком уровне - повышение эффективности вложения финансовых средств.

Однако этот путь возможен лишь при четкой координации соответствующих мероприятий, постоянном их мониторинге и анализе эффективности финансовых затрат.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение их социально-экономических последствий;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Для развития и совершенствования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечение ее организационного и функционального единства, а также тесной увязки технических и методических основ решения задач при участии органов исполнительной власти области. Эта проблема носит комплексный характер. Ее решение без использования программно-целевого метода может увеличить сроки достижения требуемых результатов и затраты на эти цели в 2 - 3 раза.

Кроме того, в случае отказа от использования программно-целевого метода повышается вероятность возникновения следующих чрезвычайных ситуаций на территории области:

1) при возникновении наиболее опасного по последствиям сценария развития чрезвычайной ситуации на МП г. Пскова "Горводоканал" - разгерметизации контейнера с хлором, в зону возможного химического заражения хлорным облаком пороговой токсодозой площадью 30 квадратных километров может попасть до 70 тыс. человек.

В зонах возможного заражения при авариях на предприятиях, использующих аммиак, проживает на территории области около 10 тыс. человек;

2) при возникновении аварии на нефтепроводе на подводном переходе через р. Ловать нарушится жизнеобеспечение 70 тыс. человек, при этом предполагаемый материальный ущерб составит около 800 млн. рублей.

Исходя из вероятности наступления чрезвычайной ситуации на нефтепроводе, коллективный (территориальный) риск может составить 0,0002 человек/год, материальный ущерб - 2200 рублей/год;

3) в случае попадания нефтепродуктов в р. Великую при аварии на железнодорожном транспорте в объеме 18000 тонн экологический ущерб составит 2177 млн. рублей;

4) при разливе нефтепродуктов на плодородную почву в объеме 1800 тонн экологический ущерб составит 2,22 млн. рублей.

Решение этой проблемы традиционными методами без использования методов целевого планирования существенно снижает возможности оперативно ликвидировать данные чрезвычайные ситуации, так как не обеспечивает комплексную реализацию мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории области.