В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:
без принятия областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа);
с принятием Программы.
Первый вариант предполагает выполнение только первоочередных мероприятий по обеспечению защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для максимальной экономии средств областного бюджета.
Предполагается, что количество погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сократится примерно только на 5 %, из-за:
недостаточного оснащения и развития материально-технической базы аварийно-спасательной службы Псковской области;
наличия на складах имущества гражданской обороны Псковской области средств индивидуальной защиты с просроченными сроками хранения;
недостаточного уровня технического оснащения информационной инфраструктуры территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Единственное преимущество данного варианта заключается в минимальном расходовании средств областного бюджета на реализацию мероприятий.
К системным рискам такого подхода относится возможность недофинансирования или нерегулярного финансирования проектов, что связанно с отсутствием эффективного механизма координации реализуемых мероприятии, и экологический риск - вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей природной среде.
Возможности управления указанными рисками при решении проблем непрограммным методом практически отсутствуют, при этом реализация рисков высока.
Второй вариант предусматривает принятие Программы, что позволит подойти к решению существующих проблем комплексно, путем объединения усилий нескольких исполнителей и за счет финансирования четко определенных Программой мероприятий.
Преимуществами данного варианта являются:
четкое определение цели и задач, на достижение и решение которых тратятся бюджетные средства;
возможность оценить деятельность исполнителей программных мероприятий относительно достижения поставленной цели и выполнения задач и провести анализ причин неэффективного исполнения мероприятий.
В результате реализации программных мероприятий предполагается, что количество погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сократится на 10 %.
Основными рисками, присущими данному варианту, связанными с наличием объективных и субъективных причин, являются административный риск, то есть невыполнение или несвоевременное выполнение исполнителями Программы мероприятий, экологический риск.
Способом ограничения административного риска является:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
контроль за выполнением программных мероприятий;
внесение корректировок в Программу при необходимости.
Способом ограничения экологического риска является проведение мониторинга окружающей среды с целью оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным является второй вариант, в котором за счет концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях предусматривается обоснованность и оптимизация бюджетных расходов.