Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы"

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:

без принятия областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа);

с принятием Программы.

Первый вариант предполагает выполнение только первоочередных мероприятий по обеспечению защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для максимальной экономии средств областного бюджета.

Предполагается, что количество погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сократится примерно только на 5 %, из-за:

недостаточного оснащения и развития материально-технической базы аварийно-спасательной службы Псковской области;

наличия на складах имущества гражданской обороны Псковской области средств индивидуальной защиты с просроченными сроками хранения;

недостаточного уровня технического оснащения информационной инфраструктуры территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Единственное преимущество данного варианта заключается в минимальном расходовании средств областного бюджета на реализацию мероприятий.

К системным рискам такого подхода относится возможность недофинансирования или нерегулярного финансирования проектов, что связанно с отсутствием эффективного механизма координации реализуемых мероприятии, и экологический риск - вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей природной среде.

Возможности управления указанными рисками при решении проблем непрограммным методом практически отсутствуют, при этом реализация рисков высока.

Второй вариант предусматривает принятие Программы, что позволит подойти к решению существующих проблем комплексно, путем объединения усилий нескольких исполнителей и за счет финансирования четко определенных Программой мероприятий.

Преимуществами данного варианта являются:

четкое определение цели и задач, на достижение и решение которых тратятся бюджетные средства;

возможность оценить деятельность исполнителей программных мероприятий относительно достижения поставленной цели и выполнения задач и провести анализ причин неэффективного исполнения мероприятий.

В результате реализации программных мероприятий предполагается, что количество погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сократится на 10 %.

Основными рисками, присущими данному варианту, связанными с наличием объективных и субъективных причин, являются административный риск, то есть невыполнение или несвоевременное выполнение исполнителями Программы мероприятий, экологический риск.

Способом ограничения административного риска является:

регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;

контроль за выполнением программных мероприятий;

внесение корректировок в Программу при необходимости.

Способом ограничения экологического риска является проведение мониторинга окружающей среды с целью оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным является второй вариант, в котором за счет концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях предусматривается обоснованность и оптимизация бюджетных расходов.