Ведение сельского хозяйства индивидуально в рамках садоводческого некоммерческого объединения граждан (далее - садоводство) - широко распространенная в Псковской области форма сезонной и постоянной трудовой деятельности и активного семейного отдыха, имеющая государственное социально-экономическое значение.
Оказание господдержки в сфере развития садоводства особенно актуально в Псковской области, так как проблемы в данной сфере касаются более 100 000 садоводов и членов их семей. Типичный садовод Псковской области - пожилой человек, пенсионер.
Организация садоводств в Псковской области проводилась в два этапа и осуществлялась при активном участии профсоюзов - участки выделялись трудовым коллективам. Первый этап осуществлялся в 1960-1970 годы, когда предприятия и организации оказывали помощь своим работникам в создании инфраструктуры. Второй этап - 1990 годы, когда государственная поддержка в создании и благоустройстве садоводам практически не оказывалась, поэтому в настоящее время состояние инфраструктуры в садоводческих некоммерческих объединениях граждан неудовлетворительное (дорог, электричества, мелиорации, транспортного сообщения).
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", регламентирующий правоотношения, связанные с функционированием садоводств, принят только 1998 году и имеет много пробелов. На региональном уровне отдельным нормативным правовым актом эта сфера не урегулирована.
Основные проблемы в сфере ведения садоводства в Псковской области следующие:
отсутствие в большинстве садоводческих некоммерческих объединений граждан необходимых условий для обустройства хозяйства на садовом участке: примерно у 40% садоводств отсутствует инфраструктура и примерно у 50 % инфраструктура требует ремонта;
отсутствие возможности самостоятельного обеспечения на территории коллективов садоводов пожарной безопасности и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм;
большое количество нарушений законодательства об использовании земельных участков и иных правонарушений;
правовой нигилизм, отсутствие условий для развития и систематической работы специализированных некоммерческих организаций, представляющих и защищающих интересы садоводов в области;
отсутствие навыков у молодого поколения к ведению садоводства, а также отсутствие организаций по обучению данным навыкам;
недостаточная привлекательность для молодежи данной индивидуальной формы ведения сельского хозяйства в связи с отсутствием информации об инновационных малозатратных методах ведения садоводства и системы господдержки коллективов садоводов в решении их многочисленных проблем.
Указанные проблемы в сфере коллективного садоводства и растущее бремя содержания земельного участка могут привести к существенному сокращению числа садоводческих некоммерческих объединений граждан на территории муниципальных образований Псковской области, а в случае ликвидации данных объединений граждан муниципальные образования как собственники территории будут вынуждены взять на баланс их инфраструктуру.
Разработка целевой программы в целях создания условий для развития садоводства соответствует общим направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, вносит свой вклад в решение следующих приоритетных задач:
1) стабилизация демографической ситуации в области (реализация мероприятий по пропаганде ведения здорового образа жизни, реализация семейной политики, реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни);
2) повышение доходов населения (оказание поддержки слабо защищенным категориям граждан);
3) поддержка приоритетных направлений экономического развития области (агропромышленный комплекс).
Поддержка садоводов со стороны государственных и муниципальных органов закреплена в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать данным объединениям граждан в следующем:
1. в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и канализации путем оплаты доли затрат на содержание инфраструктур;
2. в обеспечении проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых, огородных и дачных земельных участков посредством установления соответствующих графиков работы пригородного пассажирского транспорта, организации новых автобусных маршрутов, осуществления контроля за работой пригородного пассажирского транспорта;
3. в обеспечении пожарной и санитарной безопасности, охраны окружающей среды.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации вправе осуществлять поддержку развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в иных формах.
С 2004 года на территории Псковской области работают региональные общественные организации по развитию садоводства. С января 2011 года в Псковской региональной общественной организации "Комиссия по садоводствам" функционирует областная общественная юридическая приемная и горячая линия для садоводов в рамках реализации социально-правового проекта "Просвещение садоводов - надежный фундамент возрождения Земли Псковской", поддержанного Администрацией Псковской области в виде гранта. Оказание помощи общественным инициативам значимо и согласуется с курсом высшего руководства страны на развитие частной инициативы и институтов гражданского общества. Организация деятельности общественных организаций частично снижает социальную напряженность в данной сфере.
В качестве возможных вариантов решения проблем развития садоводства Псковской области рассматриваются два: без использования программно-целевого метода и с использованием программно-целевого метода.
Первый вариант не может позволить комплексно подойти к решению проблем по развитию садоводства в регионе. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решения поставленных проблем. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Второй вариант предусматривает принятие целевой программы. Основное преимущество данного подхода заключается в отсутствии необходимости формирования дополнительных комплексных механизмов и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант.
Таким образом, программа создает более благоприятные условия для ведения садоводства и закладывает будущее коллективного садоводства Псковской области, прививает интерес и потребность к ведению сельского хозяйствования у подрастающего поколения.