Школьное лесничество - форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимание смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.
Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями; являются базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду.
Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.
На территории Псковской области школьные лесничества зародились в 1968 году. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, "зеленых" и "голубых" патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом. В связи с тем, что в то время в сельской местности было больше школ, соответственно, и численность учащихся в них была достаточно велика. Эти два показателя положительно влияли на количество школьных лесничеств. Пик движения школьных лесничеств пришелся на середину 70-х годов прошлого века. В Псковской области к 1978 году было организовано и действовало 55 школьных лесничеств с общей численностью ребят в 1327 человек. В истории эколого-биологического движения 90-е годы являются периодом определения стратегии сохранения и развития системы школьных лесничеств.
В 2003 году в системе лесного хозяйства Псковской области организовано и действует 42 школьных лесничества, объединяющих 652 учащихся школ. Кроме экологического дополнительного образования, включающего в себя работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, школьные лесничества оказывали существенную помощь лесному хозяйству: члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанной с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывали помощь в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности. Работа со школьными лесничествами считалась одним из приоритетов деятельности лесхозов.
Силами школьных лесничеств оказывалась существенная помощь лесхозам в проведении мероприятий по охране лесов и животного мира, посадке и уходе за лесом, выращиванию в питомниках и теплицах посадочного материала, сборе лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, шишек хвойных пород, изготовлению гнездовий. Удельный вес работ, выполняемых школьными лесничествами, составлял 10 % от общего объема работ, выполняемых в лесхозах.
Продуманная и проверенная на деле система обучения и воспитания детей в системе школьных лесничеств убедительно показала, каких весомых результатов можно добиться, если орган управления лесным хозяйством и школа действуют в тесном контакте, решая общие задачи по сохранению и преумножению лесных территорий.
Начиная с 2006 года в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране произошли кардинальные изменения в лесном хозяйстве. Произошедшее смещение приоритетов в экономике страны и области негативно сказалось на школьных лесничествах. Итогом этих перемен явилась ликвидация всех действующих на территории области школьных лесничеств.
На сегодняшний день существенно изменились требования к уровню экологического образования молодого поколения. Лесная отрасль Псковской области нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. В лесном секторе области сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим складываются объективные условия вовлечения подростков в экологическую деятельность путем восстановления и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к лесу и природе в целом.
Особенностью области является преобладание в образовательной инфраструктуре сельских школ, которые составляют 59 % от общего их количества. Сама специфика сельской школы как фактора развития села, источника возрождения и сохранения культурных традиций, близость к лесным природным комплексам выдвигают эколого-биологическое природоохранное направление в деятельности школьных лесничеств на одно из первых мест.
Школьные лесничества являются первой ступенью лесного и экологического образования и способны влиять в дальнейшем на профессиональный выбор учащихся.
Наряду с организацией движения школьных лесничеств, главным образом затрагивающее молодое поколение, базирующееся в сельской местности, повышение уровня экологической грамотности и экологической культуры необходимо через информированность городской молодежи. Решение поставленной задачи в рамках города эффективно через объединение детей на базе "Лесной школы" государственного образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Псковской области "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга".
Проблема развития движения школьных лесничеств носит комплексный характер, отличается величиной масштаба, поскольку требует реализации программных мероприятий на значительной территории области.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется высокая эффективность организационных и технических мероприятий. Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.
Первый вариант - использование программно-целевого подхода к решению проблемы развития движения школьных лесничеств. Данный вариант позволит полностью достигнуть цели и выполнить задачи Программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств. Он предполагает наиболее рациональный и действенный способ решения проблемы воссоздания и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к лесу и природе в целом путем комплексного объединения всех заинтересованных лиц данного процесса на областном уровне.
Данный метод предусматривает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам, что обеспечит эффективное использование ресурсов и минимизацию возможного риска.
Второй вариант - решение проблемы развития движения школьных лесничеств без использования программно-целевого метода. В данном случае в связи с отсутствием необходимой нормативной базы, объединяющей интересы заинтересованных структур и обеспечивающей формирование организационных и кадровых условий для создания и деятельности школьных лесничеств, возникнут негативные последствия, связанные с невозможностью реализации отдельных мероприятий и, в конечном итоге, вероятен риск, связанный с невозможностью создания и функционирования намеченных пилотных проектов по шести школьным лесничествам.
В связи с тем, что организация и развитие движения школьных лесничеств на территории Псковской области в первую очередь опирается на согласованное сотрудничество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, уполномоченных проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства и образования, руководителей и специалистов структурных территориальных единиц лесничеств, а также руководителей и педагогов образовательных учреждений, на их технические, финансовые и организационные возможности, можно констатировать, что без принятия областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах" ресурсы и усилия заинтересованных лиц будут использоваться неэффективно.
Кроме этого результаты работы школьных лесничеств во многом зависят от профессионального уровня их руководителей - специалистов лесного хозяйства, преподавателей образовательных учреждений, лесничих школьных лесничеств. В связи с этим создание организационной структуры движения школьных лесничеств Псковской области целесообразнее на основе реализации Программы.
Программно-целевой метод позволит:
объединить и скоординировать действия двух ведомств на региональном уровне;
выработать комплекс мероприятий, направленных на решение обозначенной проблемы, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;
осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств области с целью решения приоритетных задач в области развития движения школьных лесничеств с учетом их нужд;
повысить эффективность расходования бюджетных средств, получить конкретные и значимые результаты.
Программно-целевое управление деятельностью школьных лесничеств обеспечит возможность развития школьных лесничеств как одного из направлений дополнительного экологического образования в создании профильной ориентации как компонента системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Мероприятия Программы предусматривают проведение комплекса мер по нормативному правовому обеспечению этих формирований. Программа позволит эффективно и целенаправленно использовать потенциал и возможности всех заинтересованных структур в решении вопроса создания школьных лесничеств и "Лесной школы".