Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012-2017 годы" (с изменениями на 5 июля 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2009 году Правительство Российской Федерации распоряжением от 27 августа 2009 г. N 1235-р утвердило Водную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года, одной из задач которой является обеспечение населения качественной питьевой водой в рамках разрабатываемой государственной программы "Чистая вода". Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092 утверждена федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы. Цель программы - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами. В рамках данной программы осуществляется поддержка региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем предоставления средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является достижение высокого уровня и качества жизни населения с учетом соседства с прибалтийскими странами. Также в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года определена задача по развитию инженерных инфраструктур. Согласно Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года реализовать данную задачу возможно путем реализации мер по предотвращению "инфраструктурных кризисов" в муниципальных системах жизнеобеспечения.

Обеспечение населения Псковской области чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования являются одним из главных приоритетов социальной политики Псковской области, лежат в основе здоровья и благополучия человека. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.

Водоснабжение на территории Псковской области осуществляется из подземных и поверхностных источников. Из поверхностных источников снабжаются водой два города области - г. Псков (река Великая) и г. Великие Луки (река Ловать). В остальных городах и поселках водоснабжение населения обеспечивается из отдельно расположенных артезианских скважин. В области имеются 22 централизованные системы канализации с очистными сооружениями по очистке сточных вод.

По данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-водопровод и форме N 1-канализация за 2010 год подача воды в водопроводную сеть предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства составила 57316,5 тыс. куб. м/год, в том числе отпуск воды потребителям - 39510,1 тыс. куб. м/год, утечка и неучтенные расходы воды - 17806,4 тыс. куб. м/год, пропущено воды через очистные сооружения - 47592,8 тыс. куб. м/год, пропущено сточных вод - 35061,2 тыс. куб. м/год, пропущено сточных вод через очистные сооружения канализации - 32898,2 тыс. куб. м/год, в том числе на полную биологическую очистку - 32002,4 тыс. куб. м/год. Протяженность водоводов и водопроводных сетей составляет 2566,7 км, канализационных сетей - 956,7 км. Число аварий на водопроводных сетях - 1204, на канализационных сетях - 318. Протяженность водопроводных сетей, нуждающихся в замене составляет 965,6 км, канализационных сетей - 348 км. За последние 2 - 3 года сложилась следующая ситуация в секторе водопроводно-канализационного хозяйства: потери в водопроводных сетях составляют 31 %; доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составляет 41 %, канализационных сетей - 39 % (увеличилась на 4 %); аварийность на сетях водопровода и канализации возросла с 400 аварий/1000 км сетей до 456 аварий/1000 км сетей, недостаточная очистка сточных вод на очистных сооружениях канализации; высокий уровень износа очистных сооружений канализации.

По данным Государственного доклада Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Псковской области в 2010 году" процент проб воды водоемов категорий 1 и 2, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет соответственно 0 % и 2 %, по микробиологическим показателям - 30,6 % и 23,1 % соответственно; из общего количества поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения 33,3 % не отвечают санитарным нормам и правилам, в том числе по зонам санитарной охраны - 31,3 %; доля проб воды источников централизованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 39,4 %, по микробиологическим показателям - 6,9 %; доля проб воды из водопроводной сети, не отвечающих по санитарно-химическим показателям, составляет 27,3 %, по микробиологическим показателям - 6,6 %. Качество питьевой воды за последние годы по основным санитарно-химическим и микробиологическим показателям остается неудовлетворительным.

Анализ существующего состояния водных объектов показывает, что практически все водоисточники, как поверхностные, так и подземные, подвергались антропогенному и техногенному воздействию с различной степенью интенсивности. Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в области является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и обеззараженных сточных вод от коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, талых вод. Улучшение качества воды можно прогнозировать только в случае проведения в населенных пунктах реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений, замены водопроводных и канализационных сетей, капитального ремонта и реконструкции очистных сооружений канализации.

В настоящее время положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях области принимает критический характер. Если системы не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений. Недостаток средств бюджетного финансирования водопроводно-канализационного комплекса на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Упадок отрасли также связан с недостаточной государственной поддержкой.

Кризисная ситуация затронула весь водопроводно-канализационный комплекс области, поэтому вышеназванная проблема стала актуальной для области и требует комплексного решения.

Масштабность проблем водоснабжения и водоотведения определяет необходимость разработки программы с использованием программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить комплексный подход к решению проблем в водном секторе;

определить приоритетные направления развития водопроводно-канализационного хозяйства;

обеспечить эффективное планирование развития водопроводно-канализационного хозяйства;

сконцентрировать финансовые и иные ресурсы на проведении комплекса мероприятий;

решение проблем в долгосрочной перспективе, так как в пределах одного финансового года невозможно реализовать весь комплекс мероприятий.

Применение программно-целевого метода должно обеспечить эффективное решение системных проблем водопроводно-канализационного хозяйства области за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате достижение поставленной цели будет затруднено.

Разработка и принятие Программы направлены на улучшение качества питьевой воды, на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в населенных пунктах Псковской области. Следовательно, цель Программы соответствует целям и задачам социально-экономического развития области.