Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012-2017 годы"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 27.03.2012 N 11-РГ

     

Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012-2017 годы"

     
1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Основополагающим условием повышения комфорта проживания и здоровья жителей Псковской области является предоставление в полном объеме качественных услуг водоснабжения и водоотведения, а также эффективное и сбалансированное развитие водного сектора Псковской области.

Понятие водного сектора включает систему источников водоснабжения, подготовки питьевой воды, ее транспортировки, систему технического водоснабжения, отведения сточных вод, их очистки и сброса очищенных сточных вод в водные объекты.

Водоснабжение на территории Псковской области осуществляется из подземных и поверхностных источников. Из поверхностных источников снабжаются водой два города области - г. Псков (река Великая) и г. Великие Луки (река Ловать). В остальных городах и поселках водоснабжение населения обеспечивается из отдельно расположенных артезианских скважин. В области имеются 22 централизованные системы канализации с очистными сооружениями по очистке сточных вод.

В целом по области обеспеченность населения услугами водоснабжения составляет 60 %, услугами водоотведения 58 %.

В 2010 г. протяженность водопроводных сетей составила 2566,7 км, канализационных сетей - 965,6 км; число аварий на водопроводных сетях - 1204, на канализационных сетях - 318; доля водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в капитальном ремонте, около 40 %; доля утечек и неучтенного расхода воды от общего объема воды, поданной в сеть, - 30 %; пропуск воды через очистные сооружения - 83 %; пропуск сточных вод через очистные сооружения - 94 %.

По данным Государственного доклада Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Псковской области в 2010 году" качество питьевой воды за последние годы по основным санитарно-химическим и микробиологическим показателям остается неудовлетворительным.

В настоящее время положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях принимает критический характер. Если системы не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений. Недостаток средств бюджетного финансирования водопроводно-канализационного комплекса на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Упадок отрасли также связан с недостаточной государственной поддержкой.

Кризисная ситуация затронула весь водопроводно-канализационный комплекс области, поэтому вышеназванная проблема стала актуальной для нашего региона и требует комплексного решения.

Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является достижение высокого уровня и качества жизни населения с учетом соседства с прибалтийскими странами. Также в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года определена задача по развитию инженерных инфраструктур. Согласно Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года реализовать данную задачу возможно путем реализации мер по предотвращению "инфраструктурных кризисов" в муниципальных системах жизнеобеспечения.

Разработка и принятие областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012-2017 годы" (далее - Программа) направлены на улучшение качества питьевой воды, на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в населенных пунктах Псковской области. Следовательно, цель Программы соответствует целям и задачам социально-экономического развития области.

При разработке Программы будут учитываться положения следующих документов долгосрочного планирования:

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р;

федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092;

Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Масштабность проблем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод характеризуется ухудшением качества питьевой воды; высоким уровнем износа основных производственных фондов (сетей и сооружений); применением устаревших технологий водоподготовки и очистки сточных вод; ухудшающимся состоянием водопроводных сетей и нарушением режимов их эксплуатации, приводящим к неоправданным потерям питьевой воды. Обозначенные проблемы определяют необходимость разработки программы с использованием программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить комплексный подход к решению проблем в водном секторе;

определить приоритетные направления развития водопроводно-канализационного хозяйства;

обеспечить эффективное планирование развития водопроводно-канализационного хозяйства;

сконцентрировать финансовые и иные ресурсы на проведении комплекса мероприятий;

решение проблем в долгосрочной перспективе, так как в пределах одного финансового года невозможно реализовать весь комплекс мероприятий.

Применение программно-целевого метода должно обеспечить эффективное решение системных проблем водопроводно-канализационного хозяйства области за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате достижение поставленной цели будет затруднено.

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода